prepod2000 (prepod2000) wrote,
prepod2000

Поход №1 (2-5 января 2011г): Новогодние встречи мафии в Пихтовом Бору

В планах со 2 по 5 января 2011 г было посетить водопады Школьный и Университетский,

пещеры Новая и Нежная, по дороге взять три тайника и заложить один. Число участников - традиционно новогоднее - 12 человек по числу месяцев года, не считая водителя маршрутки и  его верного ротвейлера Филимона:-) База Пихтовый бор располагается на 16 км дороги Даховская - Лаго-Наки и в 5 км от  Темнолесской по лесной тропе. Трек путешествия приведен тут:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=khhragcaornactgd , а фотоальбом (в который попала каждая 9-я фотка) - тут: «Школьный и Университетский водопады» на Яндекс.Фотках. В этот раз наш водитель Андрей впервые решил попробовать себя и в роли туриста. Взяв с собой верного ротвейлера Филимона, он поехал "собирать" по городу походников. Погода обещала быть замечательной: не дождливой, не снежной, ясной, а в двойной радуге мы разглядели доброе предзнаменование.
Не торопясь, мы стартовали с большим запасом времени для осмотра попутных достопримечательностей, серьезно сомневаясь в способности базы принять нас вовремя - в 12:00. Так, собственно, и оказалось:-( Первая остановка и экскурсия состоялась в долину аммонитов. Аммониты (аmmonoidea) - надотряд вымерших беспозвоночных животных класса головоногих моллюсков. Название получили по имени древнеегипетского бога Амона, изображавшегося с закрученными рогами барана, которые напоминает спиральнозавитая раковина многих аммонитов. Жили эти моллюски по всему земному шару; имели наружную (часто скульптированную) раковину различной формы, разделённую поперечными перегородками на ряд камер. Мягкое тело животного находилось в последней камере. Остальные камеры были наполнены газом и играли роль гидростатического аппарата. Диаметр раковины до 2 м. Аммониты были широко распространены в морях и являлись хищниками.
Уже с автомобильного моста открывался замечательный обзор, но мы не ограничились этим, а спустились вниз, за что были вознаграждены отличными экземплярами.
А вот и он! Хотя адыгейская милиция и должна охранять памятник природы, можно было увидеть много отполированных аммонитов по цене от 400 р и выше на прилавках продавцов сувениров у обзорных точек. Рядом с найденным отпечатком кудрявого моллюска все поспешили сфотографироваться. Тут же на склоне был взят геокешинговый тайник - Долина Аммонитов. Спасибо Марине Дегтеревой из г. Дзержинска Нижегородской области, которая помогла авторам починить этот и следующий тайники.
На Хаджохскую теснину мы только заехали на несколько минут. Многие там уже были, поэтому сильно задерживаться и платить по 100 р с носа нам не хотелось. Следующий тайник был буквально в достопримечательности, которую невозможно не заметить - в Казачьем камне. Глыба высотой 35, шириной 27 метров разделяет дорожное полотно на 2 части. Найденная Капсула с кодовым словом была засчитана нам как второй адыгейский тайник. В итоге по окончании путешествия мне первому в России был выдан диплом по этому региону! (для этого надо было посетить/создать 4 тайника в Адыгее и 1 в Краснодарском крае).
Диплом Регионы России
Девчонкам удалось залезть на камень и слезть без травм (ну, любит он женщин еще с легендарных времен!) А вот я средний палец-таки повредил, потому на многих фото я с бинтиком, да и сейчас текст набираю не 10, а 9 пальцами:-(
Зато виды с него открывались замечательные, так что я не пожалел, что забрался наверх!
После обхода камня по окружности все по традиции загадали желание. Больше по дороге ничего интересного не было, поэтому мы поехали прямехонько на базу. Несмотря на то, что мы прибыли к 13.00 - номера были не убраны, и мы пообедали во дворе - благо, места было предостаточно, нужно было только убрать снег и постелить скатерть.
Но и после обеда не все номера (например, трейлер) были готовы. Мы не стали ждать, а воспользовались предложением Андрея прокатиться на обзорную точку в Лаго-наки, после чего желание сходить туда летом с палатками стало еще сильнее.
Наш пыл охладили злые дядьки, неожиданно возникнув на кордоне и потребовав за пропуск с человека 150 рублей (даже на полчаса), а для собаки туда вход был и вовсе закрыт. Мы ограничились прогулкой в окрестностях.
Это был наш рекорд высоты - 1800 метров. Дима, который поднялся выше всех - все заснял на видео.
Близилось время заката, мы кинули последний взгляд на окрестности, и заспешили к пещере Новой,
разыскивать очередной тайник. Марина и Юля, как самые изящные из всех присутствующих, провели разведку отнорочка, принятого по ошибке за пещеру.
Вскоре был найден и настоящий (как мы думаем) вход в пещеру. Расположенный рядом с ней  соответствующий тайник мы так и не нашли, хотя вдоль и поперек перекопали нужный пень. Или закладка исчезла, или авторы потрудились на славу, роя подкоп под самый пень...
Осмотр пещеры проводился уже в полумраке, но в целом дал позитивные результаты.
Обнаружены были коралловые заросли на стенках, напоминающие аналогичные в пещере Нежной, а вот никаких решеток и кассиров на входе не обнаружили.
Приехав на базу, мы наконец-то заселились. Номера выглядели достаточно аккуратными, но тесными. Мы пришли к единому мнению, что они предназначены не для 4-х, а для 2-х человек. В номере было только по 2 розетки (которые не у всех работали), о шкафе для одежды и индивидуальных тумбочках для вещей оставалось только мечтать - все приходилось раскладывать на кроватях и подоконнике, высушить вещи на общей печке для всех места и тепла не хватало, в номерах было не жарко (в трейлерах было потеплее, и места побольше, но вода и удобства на улице). На кухне если кто уж заседал - то на весь вечер, бездарно  и безобразно громко бренча на гитаре. Понятно, холла в корпусе не предусмотрено. Зато был горячий душ, чай на кухне можно было вскипятить в любое время (в отличие от света, который с 18 до 24.00, так что ночью в туалет только с фонариками). В общем, обыкновенная горная база, но цена с питанием почти 1300 р с носа. На "Горной Кубани" в Мезмае в этом плане в прошлом году нам понравилось больше (хотя удобства были на дворе, но места было много, и цена радовала - всего 350 р).
Вот завтраками и ужинами мы были довольны. Готовили хорошо, вкусно и по количеству четко рассчитано, так что голодным не останешься, но и не объешься  и не потолстеешь. Медалями из бизе были награждены юбиляры Катя и Дима за 20-летие свадьбы, Олю поздравили с днем рождения.
Нам достались самые элитные и теплые места - у печки!
После обмена подарками и традиционного торта Муравейник - интеллектуальная часть путешествия - ежевечерняя игра "Мафия". Если кто незнаком - правила игры тут: http://www.mirmafii.ru/static/simple_rules. Но Интернета под рукой не было (да и связь с перебоями, то есть сеть, то нет), поэтому Марина с Таней выступили нашими учителями.
Время пролетело незаметно, наступило утро следующего дня. Вид нашего корпуса снаружи - места для стоянки машин валом.
Озеро, покрытое тонким слоем льда. Купаться и ловить рыбу нельзя, но при такой температуре не очень-то и тянуло.
После завтрака мы вышли на маршрут к Университетскому водопаду. По дороге нередко попадались елочки со спиленными вершинами. (как в том анекдоте, когда у украинца бегает свинья по двору на протезе: "если мне холодца захотелось - что, всю свинью резать?)
Изучение нового брелка Андрея с компасом и термометром убедило нас, что мы сегодня не замерзнем, температура соответствует прогнозу на rp5 и близка к нулю.
Остролист радовал ярко-красными ягодами, с ними никаких цветков не надо.
Впервые присоединившийся к пешему маршруту Андрей с Филимоном пока еще не осознали, во что они ввязались. Но одних в лесу их уже никто никуда не отпустит - придется идти до конца!
Тропу долго найти не удавалось (мы шли параллельно ей), благодаря чему удалось увидеть очаровательные нетронутые елочки. Мы шли параллельно притоку Мезмая и с каждым шагом приближались к водопаду.
После выхода на дорогу мы разогнались до 4-5 км/ч и чуть не проскочили спуск к водопаду. Но Анатолий не дал этого сделать, обратив внимание на массу синих ленточек, маркирующих тропу, которая под снегом была не видна, и на карте у нас не отмечена. Крутой спуск, короткий отдых и перекус, закладка тайника - и мы готовы идти дальше.
Тайник заложили там, где сидит Юля, это место ни с чем не спутаешь.
Итоги Марининой фотоохоты - грибы под снегом.
Мини-водопадик и ледяные украшения. Нужно переправляться, до водопада осталось всего 200 метров, но где он?
Валя первой выбрала место переправы, остальные последовали за ней. Обошлось почти без мокрых ног.
А вот еще сюрпризы от дедушки Мороза и фотоохотницы Марины.

Наше внимание привлекла каменная стена по левому борту, мимо которой мы проходили. Но взобраться на нее не было ни сил, ни вариантов. Обходим ее справа - и вот уже виднеется водопад!CIMG4616.JPG
Согласно описаниям - до 30 метров. Это - Университетский водопад. Мы встретили туристов из Ростова, которые подобрались к водопаду почти вплотную (оставалось пройти метров 500) сверху на автомашине с лебедкой. Они нас и сфотографировали.
Для осознания масштаба водопада на дальнем плане на фото - туристка из Ростова в белой куртке.
Прощальный взгляд на стены каньона - и мы возвращаемся на базу. Хоть до Школьного (Чинарского) водопада оставалось меньше километра - мокрые ноги и иссякшие силы ряда участников требовали возврата на базу.
Обратно переправлялись кто как мог - и по бревну и выше и ниже по течению реки по камням, и вброд, как Филимон....
Ольга Викторовна соединила воедино 4 точки опоры Филимона и гарантию сухих ног, пройдя по скользкому бревну с максимальным "запасом  прочности" и минимальным риском.
Гуськом поднимаемся по крутой тропе наверх.
Каменные стены следят за нами пустыми глазницами...
Филимон (да и не только он) устал, как собака. Всего в этот день по уточненным данным пройдено до 10 км.
Мы подкрепляемся и по уже известной дороге идем обратно, осталось идти полтора часа в неспешном темпе.
По экспертным оценкам водителя Андрея - это следы зайца.
А это редкое дерево - слонопотам. Мало кто мог пройти мимо него и не нажать на кнопку спуска на фотоаппарате.
Завершающая точка нашего пути. Именно между туалетом и рукотворным озером проходит тропа, по которой надо было нам стартовать. Незнание этого привело к удлинению нашей сегодняшней прогулки на 1 километр.
Вечером мы разбирали семена кедра и Гингко Билоба, привезенные Анатолием из Сочи. Принято решение проращивать их и высаживать на наших маршрутах (например на Папае).
Второй день заседаний мафии выявил главных мафиози - Андрея и Юлю, доказавших верность лозунга "Мафия бессмертна". Горожане проиграли по всем статьям, несмотря на ряд локальных успехов.
Третий день похода - общий вид столовой. Места тут достаточно для всех.
Окна раздачи и использованной посуды. Пароль - фамилия заказчика.
Температура +10, и в 10 утра мы стартуем к водопаду не покорившемуся нам вчера. Тропа на Школьный (Чинарский) водопад маркирована красными метками. В итоге почти через час пути мы вышли над водопадом! Переправа из-за малого количества воды была несложной.CIMG4806.JPG
Но в другое время года тут можно и не перейти - унесет вниз....а там горки, как в аквапарке....
Вид сверху на подножье водопада, где видим уже краснодарских (как позже выяснилось) путешественников, они тоже видят нас, и даже фотографируют.
Вот и эти ребята - Сергей и Кирилл, они отдыхали в Мезмае, приехали на Уазе со стороны Темнолесской, позже посетили Исиченко, Орлиную полочку (как мы в прошлом году), искали пещеру  Красивую...
А вот какими они видели нас над водопадом (фото были пересланы позже по e-mail). Хорошо, что дальше я не сделал ни шагу - скользко и высоко лететь... вообще к водопаду лучше подходить снизу.

НЛО над Темнолесской, которое отмечал в своем ЖЖ yrikk - Там, где снег... был. Советую почитать его обзор. Они ночевали в палатках, подвергались нашествию мирных, но настойчивых лошадок.... Но водопад так и не нашли - сел навигатор.CIMG4827.JPG
Спускаемся вниз со страховкой в виде металлического троса, который в общем-то не очень и нужен (но в скользкую погоду пригодится)
Еще один заложенный тайник, посвященный Чинарскому/Школьному водопаду.
А вот и сам водопад. Нам он почему-то понравился больше Университетского.
Обратный легкий путь не прельщал большинство участников, поэтому пошли по каньону. И не пожалели. Пещеры и гроты, уличные сталактиты и сталагмиты попадались на каждом шагу.
Натоптанная тропинка приглашала пройти дальше, чем мы и воспользовались.
Еще один грот и две Оли.
Скала в профиль напоминала чье-то лицо....
А этот мини-водопад я предложил назвать Олиным, а Оля дала ему имя - Кошачья лапка.
Остатки вчерашнего ледяного великолепия.
Нерукотворный природный дольмен.
И опять переправа на другой берег во имя ускорения темпа продвижения, путь 750 м между водопадами мы шли почти полтора часа.
На Университетский вдп заходить не стали - вряд ли за день там что-то изменилось, сразу вскарабкались наверх. Было тепло. Андрей с подготовкой йога вообще отдыхал в футболке с короткими рукавами.
Юра тоже, как йог - фокусник, завис в воздухе.
И вот мы уже вышли на вчерашнюю дорогу. Ленточками отмечен поворот на спуск к водопаду. До базы было полтора часа по снегу... Кстати,а где же он? На обратном пути его уже не было. Хотя на нашей скорости это сильно не отразилось, все же мы подустали. Путь в итоге составил те же 10 километров.
Грибы - дождевики (или пылевики) доставили немало развлечения Юле.
Около базы осмотрели место для костра - пентаграмму и проследовали к водопаду.
Он находится на правом притоке Мезмая и выглядит довольно симпатично, но контейнеров для тайников с собой уже не было :-(
Для будущих посетителей Пихтового бора: печка на кухне, где можно посушиться.
Кухня и две 4-конфорных плиты.
Четвертый день встретил нас пасмурной погодой и долгожданным снегом.
Кому счастье - а некоторые машины не заводились даже с чайником.
По дороге домой мы посетили пещеру Нежная (100 р стоит билет, который без отрыва контроля перекочевывает в карман экскурсовода, и правда, что зря тратить бумагу на печатание новых билетов;-). А это пещерный жемчуг (мы сначала подумали - яйца динозавра).
Сталагнаты на страже. Дальше ходу нет, только ползком. Всего 4 зала открыто для посещения.
Нежные наросты. Им всего несколько... миллионов? лет....
Согласно указателю, до Палестины совсем недалеко, а до администрации и вовсе 8 метров.
А вот и наш третий найденный тайник, посвященный этой пещере. И пусть координаты даны на 72 метра ошибочно, но фото + коллективный интеллект спасли ситуацию. Контейнера, чтобы заменить треснутый, у нас не было, но мы положили новый блокнот (фото всех страниц старого тут - http://fotki.yandex.ru/users/sfv/album/144569/), карандаш, мелочь и аккуратно завернули все в пакет..
Тем временем катание на санках и блины вернули хорошее настроение детворе, которая ждала этого момента четыре дня.
Обзорные точки были затянуты туманом, но сами по себе интересны, как эта растущая корнями вверх сосна.
Снег усилил очарование этого и без того привлекательного места.
А вот он и туман. Шансов, что прояснится в ближайшее время, не было - едем дальше.
Остановка на Руфабго. Вид с моста. Сюда мы поедем в феврале-марте на 1 день. Кто хочет присоединиться - пишем. Вход 150 р, проезд обойдется до 500 р.
Зеленая вода реки Белой вызывает желание подойти поближе, но это уже в другой раз.
Юля едет рядом с лучшим другом Филимоном, к сожалению, на обратном пути у него явно испортилось настроение и громкое "Гав!" временами раздавалось на всю маршрутку, заставляя невольно подскакивать на месте закемаривших туристов.
Примерно к 17 часам вечера все успешно были развезены по домам и сели ужинать и смотреть фото похода. Длина автомобильной части маршрута составила 441 километр, пешеходной - 20 километров. Отчет окончен, спасибо за внимание! До новых встреч!