prepod2000 (prepod2000) wrote,
prepod2000

Поход №4 (11-12 апреля 2010 г) Каверзинские, Аюкские водопады и три пещеры

Впервые в этом году план похода был выполнен почти на 100% !
Идейным вдохновителем похода и вообще создания данного ЖЖ явился отчет http://ronya.livejournal.com/965644.html
За основу плана похода было взято описание с сайта Путешествие в горы
11 апреля
07.00-07.15 Старт из Краснодара
Всего до Университетской пещеры идти 6,6 км
09.00-11.00 Дорога по грунтовке пешком
11.00-13.00 Дорога по каньону
13.00-14.00 Обед (лучше сократить)
14.00 Старт к Фанагорийской пещере
09.00 завтрак
09.30 сборы
11.00 выход к Аюкским водопадам
Идти 4 км = 3 часа (лучше быстрее)
14.00 Аюкские водопады
до 15.00 Привал, старт до Фанагорийского
Идти 9 км = 3 часа
18.00 Финиш - Фанагорийское
20.00 Возвращение домой

Как обычно, с 7:00 началось постепенное наполнение маршрутки сонными туристами для старта из Краснодара.

В 8:45 мы уже выгрузились в с.Хребтовом. Самое приметное место в нем - это обелиск, с которого мы и начали поход.

Первое серьезное препятствие - брод. Некогда существовавший мост угадывается на заднем плане скромными останками. Как оказалось, к бродам оказались готовы не все, но мы успешно справились с трудностью.

По левому борту мы миновали чью-то фазенду, креативно украшенную автомобильными покрышками в немеряном количестве. В этом месте еще ловила сотовая сеть.

А вот и наш первый привал на берегу тихой заводи.

После которого все непосвященные с интересом рассматривали в луже созревшую лягушачью икру и новорожденных головастиков. Ранняя весна не дала еще буйной зелени на деревьях, но изысканно смотрелись полевые цветы.

Для туриста обойти поваленное дерево - раз плюнуть! Со второго брода до  Вовы, наконец, дошло, что если он сам не будет переносить свою девушку через брод, то это сделает кто-нибудь другой… Вова рисковать не стал.

Второй привал мы сделали на оборудованной стоянке. Да, не каждый раз попадаются стоянки со столом! А это на дереве висит наш лучший друг и незаменимый штурман - навигатор  Garmin Colorado.

Хозяйственный Денис позаимствовал лишние сухие дрова для безпроблемного розжига костра и заодно пригрузил Артема (чтобы не ходил с легким рюкзаком).

А вот и первый маленький водопадик, почти отвесно стекающий в Тамбовскую щель. А тем временем каньон постепенно становился все уже и глубже.

На склонах то и дело попадались интересные скальные выходы, а в русле - маленькие водопады, по которым

даже можно гулять. Для детей интерес представляли другие достопримечательности - дупла, например.

Вскоре пошла череда каскадов: Малый каверзинский водопад (на левом притоке) и относительно небольшие

в самом русле. А вот так у нас набирают воду в сапоги, чем быстрее течение - тем выше уровень воды в сапоге. И Вову не минула чаша сия.

Как утешительный приз - массаж. А это - набухшие почки, которые через неделю уже станут листьями.

Хоть узкое русло и обилие камней и поваленных деревьев нас сильно тормозят,

мы упрямо движемся вперед. Здравствуй Артем - пещерный человек!

И, наконец, вот она главная цель нашего путешествия - Большой каверзинский водопад!

Перелазим по раритетной лестнице, закрепленной металлическим тросом с помощью наших мужчин наверх. Чудесный солнечный день! Синоптики опять чего-то напутали - дождь обещали, хотели, чтоб мы не пошли в поход, гм...

Бросаем прощальный взгляд с водопада в долину и отправляемся дальше. А дальше - аквапарк! И очереди нет! Кататься, правда, никто не рискнул, потом вниз падать 10 метров....

А это Денис утоляет жажду. Повторять его подвиг не советую. Почему - смотрите ниже. Около слияния 2-х ручьев - довольно крутой каменистый подъем к Университетской пещере. По его ступенькам бежит ручеек.

Как видим, не всем подъем дался легко. За этим деревом узкий низкий вход в саму пещеру, по дну которой протекает нехилый ручей. Все это в совокупности отпугнуло любителей спелеологии из нашей группы от проникновения внутрь.

Немного отдохнув на стоянке около пещеры и пообщавшись с коллегами (еще одной группой туристов), мы подошли к самому трудному участку маршрута - по бездорожью через вершину горы Щетка (776 м). Наши новобранцы находчиво ускорили свое продвижение подручными средствами - палками.

Да, трудно даются человеку перегрузки!

У Вовы с Аленой, как видно,  другие проблемы - неудобные рюкзаки. Так глядишь, и массажистом станешь после похода. А наша детвора пока еще бодра и довольна - день-то хороший! Но и они уже на пределе своих возможностей.

Оглянувшись с горы Щетка, можно увидеть такую панораму. А вот и долгожданная вершина, точнее, самая высокая точка трека. Мы поднялись на 740 метров, где как ни странно, запаслись родниковой водой, а потом пошли на спуск.

Находим какие-то странные метки и что-то, похожее на дорогу.

Слева в ручье Федор обнаружил труп кабана. Туристы, помните: не всякая водица для питья годится! Остальной путь до стоянки хоть и не легко дался, но прошел почти без приключений. В 18:30 мы приступили к разбивке лагеря. Опытные туристы заботливо опекали неопытных - учили ставить палатки.

Пока строился наш бивак, Федор рыскал с навигатором по окрестностям в поисках Большой Фанагорийской пещеры. Хоть прибор и показывал, что до пещеры "всего" 80 метров, в этот день найти ее не удалось. Темная дыра на вершине горы оказалась просто ямой.

Приготовление рисового супа заняло у нас 3 (!) часа. Местные дрова оказались не только сырыми, но и не горючими. Кроме того, от костра шел такой чад, что помешать суп без слезотечения было невозможно. Так что не думайте, что Алена подмигивает - это она смотреть не может. А Вова мужественно борется с приступами кашля.

На следующее утро добычу дров доверили профессионалу - Денису. И дело сразу пошло на лад. Пока Алена впервые готовит гречневую кашу на костре, опытные походники, свободные от вахты, превратили свою палатку в косметический салон.

Потревоженная Юля с крайне недовольным видом пыталась применить приемы самообороны к "ласково" пробуждающему ее папе. Потихоньку все путешественники подтянулись к костру и позавтракали, после чего четверо начинающих спелеологов отправились на поиски Большой Фанагорийской пещеры.

То, что мы нашли, приятно поразило нас своей доступностью, очарованием, невозможностью заблудиться  и отсутствием каких-либо следов человека.

По дну течет ручей (вполне проходимый в резиновых сапогах), поэтому в небольших залах видны испарения.

Не во всех коридорах возможно разминуться двоим. Из местных жителей мы увидели только летучих мышей.

Осмотрев стены пещеры, мы нашли очень симпатичные натеки.

Это тоже натеки. А вы что подумали?

По описаниям, длина пещеры более километра, но мы не проверяли, а вернулись ко входу.  С высоты было видно, как идет сворачивание нашего лагеря - пора было отправляться дальше.

По дороге домой мы увидели домик лесогубов.

Поиски Аюкского водопада увенчались успехом не сразу. Для этого пришлось по бревну походить, хорошо, было кому подстраховать! Жаль, что не туда - пришлось вернуться (попутали неизвестно кем и зачем поставленные голубые метки)

Если бы не путаница в названии рек и на карте, и в описаниях, все было бы гораздо проще. Поворот дороги в сторону реки вывел нас на поляну, а затем и к спуску к водопаду. Сверху бегущая вода похожа на прихотливо меняющееся кружево. Чтобы посмотреть на Аюкский водопад снизу, нужно преодолеть довольно крутой спуск ниже по течению.

Но и это не все. Денис в берцах проявляет чудеса высшего пилотажа в целях оставить ноги сухими. Даже Артем с многолетним акробатическим стажем чешет в затылке.

Снизу Аюкский водопад похож на многоступенчатый торт. А это вид снизу на скалы, внизу которых нам приглянулась небольшая щель.

Не придав ей большого значения, мы постояли у входа. Только Артем пролез поглубже, не подозревая, что он единственный из всей группы побывал в Малой Фанагорийской пещере! Возвращаясь обратно, в воде мы увидели странное средство размножения неизвестного животного, похожее на сгнившую до прозрачности и наполненную яйцами длинную альпинистскую веревку. Что бы это могло быть?

Пособирав рюкзаки, выполнив почти полностью план маршрута, мы со спокойной душой двинулись навстречу маршрутке в Фанагорийское. Единственное, что мы где-то проскочили, это "римскую мостовую" - вымощенное природой как брусчаткой дно какого-то ручья. Да, как видно, не судьба. Мы и не подозревали, до какого безобразия будет разбита дорога лесогубами.

Что впрочем, не смущало "джипперов" на "Нивах", которые старались специально заехать в каждую яму. Повстречавшийся ветхий мост явно не годился для переправы,

и мы по привычке опять полезли вброд. Наконец набрали в резиновые сапоги воду последние, у кого они оставались сухими. Назойливость мелко накрапывающего дождя стала нестерпимой, да и до маршрутки оставалось 2 часа, в итоге здравый смысл победил лень и досаду на синоптиков, и народ стал надевать дождевики.

Подойдя к началу асфальта (куда, собственно, и должна была подъехать маршрутка), мы спрятались от дождя на автобусной остановке. Хорошо, что в Фанагорийском ловит MTS, иначе с нашим водителем мы бы и не встретились! Оказывается, асфальт заканчивается раньше, потом идет грунтовка, потом снова асфальт!

Как было приятно залезть в теплую маршрутку, расслабиться и спокойно доехать до Краснодара! Все-таки 35 км с рюкзаками за 2 дня - не шутка! До новых встреч!