prepod2000 (prepod2000) wrote,
prepod2000

Поход № 18/58 (17-18.09.2011): Аминовское ущелье-Духан-Руфабго

Источники информации о местности - сайт Грея, описание, и тайник. На этот раз в поход взяли ровно 16 человек, что составляло:
- чуть меньше предела вместимости маршрутки (с учетом рюкзаков, чтобы не грузить их наверх, так и вовсе впритык);
- предел вместимости 9 л котелка (иначе надо было брать сразу пару котелков, или кому-то худеть/есть отдельно, в любом случае вызывает дискомфорт);
- и больше предела управляемости группы (что, к счастью, не относится к нашим участникам походов, отличающимся высокой сознательностью и дисциплинированностью;-).
В общем, еще 9 несчастных  в поход на этот раз не попало. Хоть прямо ходи по два раза в одно и то же место! Только на деле и один-то раз сходить куда хочешь, не всегда получается, учитывая постоянные ребусы, которые надо разгадывать на работе (ближайший выходной будет вообще только 2 октября, и то однодневка).
По плану было 20 км с набором высоты от 300 до 1000 метров, тайник, водопады и пещеры Саксофон (если найдем), Духан. Около них можно было бы заложить тайник, но мы решили уступить это право семье Marazm-Карпенко, которые планируют заняться пещерами серьезно. Для нас же основной объект - Аминовское ущелье, названное в честь шаха Амина, который не давал перейти реку Белую казакам, обстреливая их с горы Батарея. Забегая вперед, у нас получилось 24,5 километра (13,2 в первый день + 11,3  - во второй).
Фотографии в альбоме «Аминовка-Духан-Руфабго» на Яндекс.Фотках и трек - выкладываю..
Старт был на этот раз в тумане, что предвещало хорошую погоду. И действительно, дождевики на этот раз нам не пригодились.

Выгрузка из маршрутки нашей тридцатидвухногой группы состоялась в одном километре от Хаджохской теснины.

Дорога была достаточно хорошей, по сути, единственной, и даже постоянные переходы с одного берега на другой не снижали темпов нашего продвижения. Резиновые сапоги пока что оставались на своем месте - в рюкзаках, а вот трекинговые палки существенно помогали.

Первый "водопад" Аминовки. Если бы не удачно легшее поперек русла бревно, водопада могло бы и не быть.

Примерно через час ходьбы - остановка для отдыха и перекуса. Нужно отметить, что Аминовка - это излюбленный курорт для мух. Кусаться они не кусались, но их активность и во многом превосходящая численность настораживали.

Замыкающие осваивают навыки работы с рацией. При таком обилии участников связь между  головой и хвостом растянувшейся колонны помогает никого не потерять по дороге :-).

Попадающиеся по дороге престарелые опята были покрыты густым слоем плесени - очень влажно.

Берега Аминовки понемногу становились все выше - взобраться наверх теперь уже можно не везде...

Завалы в русле, встречающиеся на нашем пути, создавали "пробки".

Где-то приходилось пробираться под деревьями, что с рюкзаком особенно неудобно.

Камень-стол и Юля на нем.

Берега Аминовки росли на глазах и каменели..

Два водопада, встретившиеся нам по пути: боковой и

небольшой в самом русле. Под вторым водопадом, хоть он и не был высоким, вода вымыла яму, которую пришлось осторожно обходить по осыпающимся скользким краям, а для страховки ребята даже провесили веревку.

Красавец-асплениум - коренной житель здешних мест. На обратной стороне листа у него прикреплены споры-семена.

Местами дно принимает вид "бетонной" мостовой, покрытой водой.

Освобождаю проход для группы одним ударом :-). Как его там? Апчаги?

Через четыре километра от начала пути мы находим следующую пару водопадов и тайник между ними. По словам Антона - место закладки несколько экстремальное. Статистика геокешинга растет: создано тайников 26, найдено 37, в т.ч. в 2011 году 11/21, в 2010 - 15/16.

Широкий и невысокий водопад, который можно обойти слева по крутому подъему.

Его орографически левый приток вертикально срывается с крутого обрыва.

Содержимое тайника нас жестоко разочаровало, стало ясно, что посетили его люди недалекого ума, коих и геокешерами назвать язык не поворачивается: ну какой уважающий себя
(я уже не говорю о других) человек  по-жлобски повытаскивает из тайника все самое ценное, побросает туда мусор (сигареты, трамвайные билеты и т.п.), да еще оставит после себя память в виде рисунка "дырка от бублика" с надписью: "Привет, геокешер!!! Это тебе!!!" ?! поэтому получается проходной двор. Почистив тайник от мусора (что уже, кажется, начинает входить в привычку) и пополнив его ништяками, мы двинулись дальше.

Поднимаясь по тропе в обход водопада (подъем был достаточно крутым и немного нас задержал), пришлось соблюдать осторожность и дистанцию, чтобы не получился эффект домино при падении верхних на нижних.

Еще один водопад, на этот раз слева по ходу движения. Таких водопадов было немало, под конец мы их даже и не фотографировали, тем более, что у меня аккумулятор с самого начала начал разряжаться (на этот раз его хватило чуть более, чем на 400 фоток). Фотографов на этот раз было всего трое, что не помешало сделать около 1000 снимков.

Авария при прохождении через завал (вот для чего в раздичных секциях нас учат садиться на шпагат - все равно придется когда-нибудь, но уже не в таких тепличных условиях, как в спортзале)

Нависающая скала, напоминающая очертаниями шахматную ладью. С одной из таких скал на нас сверху смотрел молча мужик в камуфляже, за его спиной поднимался дым от костра. Вот тут порадовало то, что нас было много, что-то он неприветливо смотрел....

Серия мини-водопадиков, после которых наступило время еще раз передохнуть.

В ущелье стоять не очень хотелось (хотя выбраться наверх, конечно, можно было бы, и воды достаточно), но тогда второй день обещал быть сверхнапряженным.

"П" или "Л" образное дерево, на котором удобно проделывать гимнастические упражнения

Очередной завал из деревьев, но его хоть можно обойти сбоку.

Это природное образование напоминает каменный гриб, но ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ.

Солнышко осветило ущелье, и мы вдруг поняли, что еще не вечер! Мы успеваем пройти свои, как выяснилось позже, 13,5 км до темноты..

Выбор идти по притоку вправо или прямо однозначен - вправо не пройти ;-)

Еще один скользкий водоскат, на этот раз обошлись без веревки.

Скала с отрицательным уклоном "Пронеси Господи!". Таких скал тут много...

Как и различного размера водопадов....

Под эту скалу наша молодежь забралась, оставив рюкзаки внизу. Мы воспользовались этим и припустили вперед - пусть догоняют! Догнали.

Первоначально мы хотели пройти мимо Саксофона к Духану, но хорошая тропа вела нас прямиком к последнему. Как потом выяснилось, не прямиком.  Красная осыпь осталась на другом берегу, а нам надо было менять курс и пройти по контрфорсу..

Достаточно крутой подъем в течение получаса, и мы уже в сотне метров от пешеры. Стоянка находилась почти над ней, так что прыгать не стоило - под нами огромные подземные пустоты. Правда, с прочным каменным сводом.

Вход в пещеру в нише сторожили страшные горгульи, одну из которых удалось заснять....

Но наши 9 литров воды все равно были набраны,

а ужин - приготовлен. На этот раз мы клали две палки вместо одной, и были приятно удивлены - котелок висел устойчиво и палки не катались (потому как теперь им для этого нужно было договориться между собой).

Ночь прошла без особых приключений, хотя на камнях спать неудобно (мы даже колышки с трудом воткнули), а утром настоящие рыцари походов приступили к утренней молчаливой серенаде во имя прекрасных дам. Чтобы их не разбудить, чувства выражались исключительно в виде гречневой каши.

Когда все были накормлены и напоены, пришло время для обследования пещеры Духан.

Вид изнутри пещеры.

Чтобы попасть из коридора в следующий зал, надо было подняться по лесенке.

Очередь на лесенку... Резиновые сапоги понадобились уже тут.

Завораживающее средневековое зрелище... еще бы факелы вместо фонариков....

А теперь - смотрим красоты пещеры.

Проходим дальше...

Коридор понемногу сужается.

А вот тут можно пролезть только на четвереньках. Мы было решили уже повернуть обратно, но надо было залезть туда, чтобы сфотографироваться....

А раз уж залезли - то активно настроенная половина группы двинулась дальше.

Небольшие сталактиты.

Развилка. Справа - тупик, проверено.

Даже пещерный заяц (для тех, кто не в курсе: Заяц - это фамилия) с трудом протискивается в узкий ход.

Да, это не Фанагорийская пещера, вот одно из самых широких мест...

А дальше на корточках и по воде. Еще раз обращаемся к урокам физкультуры - вот для чего учат ходить гусиным шагом.

И вот дальше, где начинался уже почти шкуродер, мы решили остановиться. Ползком двигаться не хотелось никому.

Второй этаж пещеры.

Обратно - тоже на четвереньках, иначе никак.

Время в пещере летело незаметно.

Антон решил подоить каменную корову.

Вышли из пещеры мы почти через час после начала спелеологической экскурсии. Глядя на некоторых, стало понятно, почему в некоторых анекдотах синонимом слова спелеолог является "грязная подземная свинья" - мы были не такими уж и чистыми. Тем не менее, пещера нам очень понравилась. И быть спелеологами - тоже.

Неглубоко проникшие в пещеру уже приготовили чай,  и пора было поторопиться. Отправление назначено на 10.30.

Избушка - избушка, повернись к лесу задом...

Это Антон так вытряхивает мусор. А я-то планировал дома расставить палатку и пропылесосить ее. Все решается куда проще.

После недолгой ходьбы по грязи мы вышли на отличную дорогу.

Если бы мы пошли по ней дальше, через 2-3 часа были бы уже в Каменномостском. Но у нас цель другая - ручей Бачурина и водопады Руфабго, поэтому сворачиваем с дороги и спускаемся к ручью, вдоль которого нам предстоит идти. По пути проходим мимо маленькой пещерки с водой.

Спуск становится угрожающе крутым, и мы не торопимся.

А вот дальше проблем с ориентированием нет - просто идти вдоль ручья или по нему, отмечая по дороге все интересное.

Скала на другом берегу.

Дно ручья местами каменистое, местами глинистое, куда можно легко провалиться, а местами - из красного песчаника. По дороге встречаются аммониты, камни с древними отпечатками, нужно только внимательно смотреть под ноги.

Вот и очередная находка - аммонит или ложная тревога?

Это уже совсем мини-водопадик. Зато настоящий, безо всяких деревьев - помощников.

Мы вышли на отличную дорогу и понеслись со скоростью свыше 4 км/час. Куда? Мы же и так успеваем!

Тем более, что находки продолжались и тут....

Отдых на коварно убитых лесогубами трупах деревьев. Понятно - деревья не могут дать сдачи. А комитет по охране природы или прокуратура?

Вот собранная нами коллекция древних окаменелостей.

Все хорошее когда-то заканчивается. Как ни удобна была эта дорога, но нам нужно вниз и вправо.

Мимо вот этих скамеечек и зарослей дикорастущих плодов -

крутой спуск вниз к единственному не увиденному нами в зимнее посещение водопаду Руфабго.

Его амфитеатр с нашим авангардом.

Водопад небольшой, но очень живописный.

Старое знакомое - животное на месте.

А вот это же животное с Денисом зимой...
Зимний текст
Спуск по корням, а не по снегу гораздо легче, но все же нужна определенная осторожность, особенно с рюкзаками.

А вот как это выглядело зимой...
По снегу
Внизу и без нас много туристов - их просто массы, курящих сигареты и пьющих пиво. Проходя мимо них, стараемся не дышать.

А вот уже виден и сам водопад Девичья коса, если не ошибаюсь.

Ближе ....

Зимой он казался просто сказочным.

Завершаем спуск плотной группой...

и попадаем под прицел фотоснайпера - подполковник запаса не мог промахнуться!

В этом живописном месте мы вчетвером отправились на поиск реальной части тайника (виртуальная часть была взята зимой). Худшего варианта нельзя было придумать. Координата закладки неверна, от тропы слишком близко. В результате, найти его не удалось - скорее всего, разорен.

Прохождение цивилизованной части водопадов опускаю - толпы туристов временами даже создавали небольшие "пробки".

Флаги и костюмы указывали на конец пути. Слева - туалет, справа - тир и магазины, впереди-кафе и мост через р. Белую.

Переход моста в обратном направлении - бесплатно.

Провожали нас с моста -  Белой мощь и красота....

И в заключение умилительные фотографии для любителей флоры. Грибы на деревьях:

Цветы на деревьях:

Очаровательный чертополох (ослы меня поддержат :-)).

Отчет о походе Аминовку закончен.

P.S. Итоги зачета "на значок" Желто-зеленый турист Кубани:  1 Шутилов Федор 331,4 2 Шутилова Ольга 331,4 3 Перов Андрей  262,1 4 Шутилова Юля 235,8 5 Литвин Антон 229,0 6 Шутилова Марина 222,5 7 Перова Валентина 219,6 8 Орлова Катя 218,2 9 Фролкина Таня 185,1 10 Павлова Марина 176,9 11 Капутина Ольга  174,7 12 Чернышова Людмила 145,2 13 Чернышов  Сергей 145,2 14 Шматова Ольга  140,9 15 Елизарова Светлана 112,5 16 Солодовник Дмитрий 100,4 17 Скульчес Денис 95,1 18 Андреев Игорь 90,2 19 Орлова Таня 88,3 20 Бондаренко Никита 79,5 21 Хлыбова Юля 79,5 22 Нарыжных Татьяна 79,0 23 Калашников Виталий 76,4 24 Заяц Константин 63,3 25 Бицюк Гриша 61,7
К компании перешагнувших 75 км за год добавились Денис, Никита, Юля и вплотную подобрался Костя.