prepod2000 (prepod2000) wrote,
prepod2000

Поход № 22/62 (20.11.2011): Эриванская-Шизе-Грузинка-Шапсугская

Описание похода "от Грея" тут Исходя из этого источника,  о местности можно было заранее узнать следующее:
Гора Шизе – высшая точка хребта Грузинка – 542 м. Расположена в Абинском районе в 5,5 км к северо-западу от станицы Эриванской. Вершинная часть пологая, вытянута в субширотном общекавказском направлении. Южные склоны, обращенные к долине реки Абин или круты, или обрывисты и имеют характерное мощное скальное обнажение протяженностью около 1,5 км и высотой 80 – 100 м.
Хорошо видна из Эриванской. Вершина горы Шизе – великолепная панорамная точка. В годы войны эти места стали ареной ожесточенных сражений. Линия обороны проходила по северному склону хребта Грузинка. Вершина – важнейший стратегический плацдарм – переходила то в одни, то в другие руки. У немцев были специально обученные части 3-й горно-стрелковой дивизии, которые к исходу дня 26 сентября 1942 г. были разгромлены. Об этом напоминает ныне обелиск на вершине.

Плоский водораздел гребня порос дикой грушей, яблоней, кизилом, боярышником, шиповником. На скальных обнажениях нашел себе пристанище можжевельник. В мае-июне вовсю цветет "огонь-трава" – ясенец кавказский. На пересечении хребта Грузинка с Васиковым хребтом родник. По гребню Грузинки пролегает хорошо набитая тропа.
Интерес представляют также эта и эта ссылки.
На этот раз в составе экспедиции было уже три автомобиля и двадцать пять участников, которые в итоге прошли 10, 14 и даже 18 километров в зависимости от поставленных перед собой целей и, соответственно, маршрута. Трек 14 км маршрута - тут. С учетом того, что в составе были туристы от 11 до 70 лет, кто через 20 дней после выхода из больницы, кто через 2 недели после общего наркоза, у кого просто болела нога - можно сказать, что каждый турист в нашем последнем походе 2011 года одержал свою маленькую, локальную победу, которая станет основой для дальнейших достижений в желто-зеленых походах выходного дня. Итак - все на гору Шизе!

Основная часть группы добиралась маршруткой (19 человек), те, кто запланировал только гору Шизе, без длительного путешествия по хребту Грузинки - ехали в хвосте за нами в машине Сергея Карпенко, а другая группа Карпенко из Майкопа, как обычно, добиралась самостоятельно.
Фотографии в альбоме «Эриванская-Шизе-Грузинка-Шапсугская» на Яндекс.Фотках.
Итак, наша маршрутка собралась затемно "на том же месте, в тот же час". Переговоры с участниками в других машинах, пока ловит телефон...

Краснодарский "автопоезд" в итоге прибыл в Эриванскую  с задержкой на полчаса и отклонением от трека в 500 метров.

Эриванская встретила нас приветливым сельским укладом. Куры, лошади, собаки, следы коров. "Мы с тобой одним цветом - ты и я. Давай дружить",  – сказала Юля, вспомнив "Маугли", и поделилась с Орликом самым дорогим – чупа-чупсом.

Число друзей Орлика пополнила и Оля.

Народ торопливо занялся подгонкой экипировки.

Традиционную перекличку решили провести позже - после воссоединения с майкопчанами, которым пришлось 45 минут пребывать в неизвестности (связи уже не было, а основной состав запаздывал) .

Наша цель - коммунизм гора Шизе 542 метра. На улицах людей не было. Сергей предположил, что сельские люди встают рано и уходят куда-то трудиться.

Колючка - "микрофон".

Наши майкопчане, как оказалось, тоже просчитались со временем прибытия, но в другую сторону, и прибыли раньше. Хорошо, что никто не замерз!

Традиционная в желто-зеленом  клубе перекличка - знакомство. Этого посчитал...я всех, конечно, лично знаю, но иногда забываю, как кого зовут. 25 человек, однако...

Проверка по головам - никто не потерялся?

Лучший способ сберечь самое дорогое в походе был изобретен еще Наполеоном - ослов и ученых на середину Олей -  женщин, детей и стариков - во главу колонны!

Наш почетный гость - опытнейшая туристка и краевед, учитель географии Антона, Татьяна Владимировна Самойленко. У нее сегодня сокращенная, 10 км программа, предусматривающая только подъем на обзорную точку.

Небольшие преграды не останавливали смелых  топтателей гор.

Тур отмечает место развилки. Мы идем по левому ответвлению, но прямо тоже есть какая-то дорога...

Перед последним подъемом надо подкрепиться и отдохнуть - на природе всегда все вкуснее.

Попытка Марины остудить чай из термоса методом продувания привела к ухудшению видимости.

Я как многофункциональное походное устройство: правой рукой передача СМС Кате Орловой, левой - передача чая детям, а термос удерживается исключительно... силой воли.

Жалко спиленное и брошенное дерево. По возрасту (если посчитать годичные кольца) оно может быть и старше нас.

При подъеме к вершине мы встретились со снегом. К трекинговым палкам напрашивались лыжи.

Есть заяц-беляк, а это собачка-белячка, с маскировочной желто-белой осенней окраской.

Еще несколько шагов - и мы увидим со склонов Шизе панораму.

Первоначально дымка скрывала почти все.

Тем не менее, мы с любопытством поспешили к обзорной точке.

Погода начала проясняться!

Перед нами раскинулась Эриванская.

"Члены политбюро" на параде.

Народ и "партия" едины!

От напористых фотографов не скроется  ни дикая природа,

ни домашний турист!

Небольшой обелиск на вершине.

Игорь своим объективом нашел внизу полянку.

Пока мы стояли, Кирилл сделал панораму.

Покидаем обзорную точку.

Здесь нам пришлось расстаться с нашей небольшой подгруппой. Да и нельзя сразу "рвануть на 10 тыщ как на 500", хорошего понемножку, нагрузки после перерыва в походах прибавляются постепенно.

Как выяснилось позже, наша мини-группа на обратном пути проявила инициативу и провела время в познавательной экскурсии по музею Эриванской, благо у Татьяны Владимировны там с давних времен есть знакомый экскурсовод.
Вид на гору Шизе от музея:

Колодец (действующий).

Музей назывался "Казачье подворье".

Вообще-то он не работал. Но перед Татьяной Владимировной и Сергеем открываются все двери.

Экспозиция внутри подворья. Женщины, цените блага цивилизации! Вашим праматерям приходилось пользоваться вот такими угленагреваемыми утюгами, стиральными досками и прядильными "машинами"!

Кто устал и проголодался - был подкормлен  и напоен сладким горячим чаем.

Дворовая экспозиция.

Марина на страже подступов к горе Шизе.

А мы тем временем продолжали путь траверсом по "козьей тропе" на следующую вершину, согласно плану.

Лучи солнца, прорвавшись сквозь облачность, осветили внизу лужайки.

Ну-ка приглядимся, что там за черная точка?

Лошадка! Может там был и ежик, но его отсюда разглядеть было невозможно.

Полюбовавшись видами с тропинки,  мы двинулись дальше.

На следующей вершине нас ожидал оборудованный для чего-то помост.

Спускаемся по тропинке, чуть теряя высоту.

Вскоре выяснилось, что поворот (которого и не было) на нужную вершину мы проскочили, и мы ее взяли штурмом "в лоб".

К сожалению, эта вершина, обозначенная у нас на карте как гора Шизе, хотя и имеет такую же высоту, но особой привлекательностью не отличается. Из достопримечательностей здесь только триангуляционный пункт,

который раньше "...анялся ...арством ", ныне - только зарослями шиповника. Кстати, все триангуляторы, которые мы видели, установлены в СССР. Интересно, ставят ли их сейчас?

Обедаем невдалеке от вершины. По плану тут надо было заложить геокешинговый тайник, но на предыдущей вершине он смотрелся бы куда красивее, поэтому решили с закладкой повременить до следующего посещения этих мест.

Находила витамины
Валя прямо у вершины....

Опять крокусы!

По ходу движения попался родник, о котором извещала табличка-указатель.

Но воды в нем нет. Скамеечка рядом - есть,

а вот воды - ни капельки.
Интересно, а когда
В роднике том есть вода?

Дорога вывела нас на поле - поразительная картина, мини-плато с черноземом на высоте 500 метров....

По ровной дороге наши дети развили скорость и вырвались вперед.

Небеса салютовали нам отдельными лучами солнца.

После степного пейзажа нас опять ждала лесная дорога, навстречу пробежал топлесс мужик, от неожиданности никто из нас даже на спуск нажать не успел. По нашему плану был намечен маршрут "по Грею" - спуск к Абину и 8,5 км пути с посещением тайника Дольмен . Этот тайник простоял разоренным почти 5 лет! Автор в срочном порядке купил контейнер и перезаложил тайник за 2 дня до нашего похода - вот какое влияние на развитие геокешинга мы оказали. До темноты оставалось 3 часа, начало тропы на спуск выглядело примерно так:

Мы посовещались и решили, что тайник можно взять и в другой раз. Не сворачивая с лесной дороги, по которой мы шли, примерно через 2,7-2,9 км мы бы выходили на асфальтированную дорогу около карьера (?), чуть не доезжая до ст. Шапсугской (этот маршрут в навигатор был также заранее загружен). Решение принято - идем по этому варианту. Попытка связаться с водителем по телефону (МТС) увенчалась успехом: к счастью, он не уехал домой, а отдыхал на берегу Абина в 4 км от точки нашей встречи..

Какой-то бедняга вообще не дошел до дороги... вот его челюсть. Мы гадали, кто бы это мог быть - олень, лошадь или баран, но к единому мнению так и не пришли.

Последняя трапеза на природе. Дети не смогли пройти мимо бревен.

Кофе пьется за успешное окончание маршрута!

Иваном было обнаружено и пристроено на место "для будущих поколений" опустевшее птичье гнездо.

Впереди видно каменистое обнажение - наверное, тот самый карьер, который виден в Гугле.

Последняя групповая фотография.

Последнее препятствие на этот вечер - переход реки Абин. Для этих целей у нас было припасено два комплекта ОЗК. Но широкая, мелкая река позволила выбрать каждому способ переправы по своему вкусу. Кому хватило пропитки ботинок и защиты гамашей-фонариков,

кто ехал верхом, кто перешел в ОЗК....

а самые крутые, опытные и нетерпеливые переправлялись босиком.

Иван и Антон решили навести переправу.

Несмотря на трудности, они довели задуманное до конца.

Оля первая проверила надежность наведенного моста. Вскоре переправа была закончена, оставалось только помыть ботинки и выйти на дорогу.

Еще один экзотический вариант переправы - верхом на коровах - мы опробовать не рискнули.

Очередное грустное прощание - наша майкопская подгруппа отправилась к точке встречи со своим  водителем: они единственные, кто полностью выполнил план по длине маршрута - 18 километров.

А мы в итоге прошли всего лишь 14 км, но зато не устали. Посадка туристами проводилась живо и радостно, никто не заползал в маршрутку из последних сил, как иногда случалось в нашей практике.

Рассевшись по местам, народ даже не стал кемарить, а принялся балагурить и рассматривать снимки с фотоаппаратов.

Всего в этом году пройдено 430,45 км в 22 походах, 353 человеко-выхода, 36 дней. Общий километраж походов с "начала времен" - 1453 км за 106 дней.
В завершение, красные ягоды и

черные. Если идентификация первых не представляла труда, то по поводу последних возник вопрос, так и оставшийся открытым. За неимением других предложений, было решено присвоить им титул "волчьих", по поводу чего вспомнился анекдот:
- Что это за ягоды?
- Это волчьи.
- Фиг! Теперь мои. Волк себе другие ягоды найдет!

Могучее дерево, встретившееся нам на пути, симвозизирует мощь и слаженность нашей команды.

С наступающим Новым годом! До новых встреч в 2012 году!