prepod2000 (prepod2000) wrote,
prepod2000

Поход № 7 (7-8.04.2012) Дубрава-Убин-Большой Хабль-Новый

Фотографии в альбоме «От Убинской до Нового - 2012» на Яндекс.Фотках. Трек похода 31,24 км - прикладываю. Этот поход вновь был зарегистрирован в МКК для выполнения норматива на получение значка "Турист России", уже пройдено в его зачет 18+31=49 километров, до цели осталось пройти всего 26 километров. Из первоначально собиравшихся 17 человек по разным причинам несколько не смогли пойти, последовательно откладывалась из заранее собранного набора продуктов картошка, пакетики с крупой, отсыпалось сухое мясо... и вот, когда с 450 рублей с человека стоимость возросла до 600 - группа в составе 13 человек собралась.

Первое испытание нас ожидало на въезде на мост через Убинку. Верхний ограничитель мог заставить нас пройти лишние 5 километров до Дубравы. К счастью, под контролем Антона наша маршрутка медленно проползла под перекладиной. От пробежки в лишние 5 км нас отделяло всего 5 сантиметров!

Выгрузка около Дубравы под дождем. На такую погоду мы не рассчитывали, прогноз был поприятнее. Но с другой стороны - ничего нового, прошлый поход был также дождливым...

"Дубрава" гостеприимно распахнула ворота, обслуживающего персонала не наблюдалось. Летом лагерь работает для школьников, в остальное время туда можно приехать отдохнуть за плату всем.

Целая семья "хоббитов" (так называется модель пончо... ).

Небольшой брод, проходим вперед сотню метров, поворачиваем по протоптанной дорожке вправо, чтобы перейти Убин, увидеть дольмен и взять тайник бродяжника "Телепорт" - и вдруг утыкаемся в достаточно полноводную речку. Несмотря на то, что все, кроме троих, были в сапогах, нужно было бы искать место для переправы. Можно было найти, можно было и разуться, но полчаса это бы отняло у нас наверняка, а нам и так в первый день надо было пройти около 17 км. Тайник из планов вычеркиваем.

Ограничиваемся осмотром дольмена издали. Придем за тайником летом, когда не страшно будет мочить ноги.

Еще один новый для нас цветок -Белокопытник! (по авторитетному свидетельству Ansv).

Останавливаемся на привал. Пирог Ольги Ивановны сразу разошелся по общественным желудкам, нести рюкзак стало полегче.. Да, 13 человек - это не 7 в прошлый раз, когда все были на виду. Назначаем замыкающих для контроля за отстающими...

Цветы почувствовали, что весна пришла всерьез и надолго,

а зима уже не вернется....

Одинокий крест служит напоминанием о том, что соло походы не безопасны, а также о том, что нельзя женщин в расстроенных чувствах отпускать одних.... По словам форумчан, молодая инструктор с Пшадского приюта, поссорившись с другом, ушла одна в метель, в итоге не дошла всего несколько километров до Убинской и замерзла. С тех пор прошло уже 10 лет.

Живописный обрыв над р.Убин.

Река  грязная, несет с собой много лишнего, видны корни вывороченных стихией деревьев....

Берег левый (орографически), берег правый (по ходу движения). Не до переправы.

Слева по ходу движения текла небольшая струйка. Поднимаемся - родник!

А это мы отражаемся в роднике... и известковые наросты... получилась интересная картина.

Хорошее место для тайника. Но он у нас по плану на второй день.

А вот и Мачмалов Ерик. Спускаясь с хребта Мачмалова, несет он талые мутные воды.

Фиксируем себя ддя истории. Мой фотоаппарат уже среагировал на влажность и отказался выдвигать объектив. Чтобы закрыть его, пришлось прибегнуть к насилию.

А вот и полянка для привала, получившая название "Поляна дней рождения". Прошлый раз мы тут ели адыгейский сыр, отмечая ДР майкопчан, Дениса и Игоря...

Не успели мы расположиться - нас догнали ребята на экзотических средствах передвижения и вернули потерянный майкопчанами коврик-пенку. Вообще-то они минут за 15 до того проехали нам навстречу (специально притормозив, чтобы не забрызгать), получается, что они изменили свой маршрут только из за нас!  Очень приятно было встретить таких доброжелательных туристов. Хорошо, у нас уже открыта была коробка с Рафаэлло ;-)

Юля с новой футболкой в руках угощает конфетами туристов.

Привал и дождь окончены, позади не более 1/5 части пути, надо ускоряться.

Вот и открытие в этом походе. Летом из-за зарослей эту законсервированную минеральную скважину мы не видели.

И сразу за скважиной - мост из швеллеров.

После перехода моста слева на другом берегу реки виднеется ручеек-водопадик....

Минеральный источник преподнес нам сюрприз. Во-первых, кто-то (или ветер?) свалил на землю с бетонных опор огромную цистерну.

Во вторых, мы обнаружили 5-комнатный домик, правда, почти без стен и крыши, на который в прошлых походах не обратили внимания

В доме водились страшные обитатели, утробным криком "собачья колбаска!" пугавшие маленьких детей...

"Юмористы" - автотуристы, которые не упустили случая традиционно пошутить про якобы потерянные нами лыжи...

Мы уже начали волноваться, почему не видно признаков весны - лягушек и их икры - и вот она, первая "ласточка"! Потом их попадется по дороге еще более сотни...

Трубка (или труба?) мира у охотничьего домика. Если индейцы курили такие, понятно, почему они вымерли, а охотники остались...

Лягушка номер два.

Закономерно - после охотничьих домиков дорога все грязнее,

а по обочинам стоят уже не лужи, а озера.

Следующий запланированный привал. Все, кроме Андрея, легли пластом.

Оли с Мариной разведали отличную полянку для стоянки. Или для игры в футбол.

На берегу реки можно неплохо отдохнуть, и вода здесь почище. Но все это еще слишком близко - пройдено не более 1/3 маршрута.

Оля испробовала живое украшение - ящерку. Ящерке тоже понравилось.

Мы шли уже только по обочине,

сойдя с нее, можно было без посторонней помощи обратно на обочину и не вернуться...

Дорога тут - только для автомобилей! Или таких,

или таких.

Жующие направляющие и

идущие замыкающие. На привале на склоне обнаружили небольшую гробничку. Но прочесть там уже ничего нельзя.

Живописные камни на повороте. Именно отсюда можно посмотреть на Папай.

Вот он, с триангуляционным пунктом. Не видите?

Так лучше? Видно не только триангулятор, но и снежок на склонах. Решено, через Папай (один из вариантов маршрута) не идем....

Деревья пустые внутри, как головы лесорубов, оставляющих за собой мусор и не знающих ничего про безотходные технологии.

Весенняя аппликация из осенних листьев.

Сережки в подарок от природы.

Оля, как офицер, дает команду туристам на построение, а мне - на фотографирование.

Команда выполнена всеми, кроме детей -

тех все время тянуло куда-то вперед.... Хорошо, хоть в пределах видимости и слышимости.

Синхронное парное плавание. Партнер сверху.

Их будущие дети тоже рядом. Вот теперь мы поняли, что это - настоящая весна....

На распутье в диком древнем поле.... дорога вправо - на хребет Дерби? Как-нибудь сходим, но не в этот раз.

Сосенки радуют глаз.

Традиционно "заводим" трактор.

Вот мы еще раз перешли Убин и прибыли к началу тропы, поднимающейся на Папай. Кое-кто свалился без сил прямо в грязь отдохнуть,

а кто-то уже забрался вверх - дорога-то знакомая. Нет, рано разогнались!

Мы решили отклониться от заранее проложенного маршрута, вернулись на сотню метров назад, перешли Убин обратно и прошли по симпатичной и уже не такой грязной дороге вдоль Убина. Отклонение от нашего первоначально запланированного маршрута составляло не более 200-300 метров, зато набор высоты вдоль реки шел более плавно.

По дороге было время и подготовиться к вербному воскресенью,

и просто полюбоваться рекой...

и уделить время аппетитным, но несъедобным грибам.

В верховьях воды было очень мало, и открывалось каменистое дно.

Дорога - это так называлось в прошлом, сейчас она заросла и местами превратилась в тропу.

Какой-то из троллей Yurikk-a внимательно смотрел за нашим продвижением.

Через 1,2 км от тракторов лесогубов маркировка пересекла Убин и пошла круто вверх на соединение с нашим маршрутом.

Подъем не всем дался легко, но на высоте 450 метров нас ждала ровная дорога, на которой можно было перевести дыхание,

а впереди - развилка. Слева - дорога на Северный Папай (до него оставалось всего 1,5 км), правая - наша.

Петляя вдоль склонов, мы пошли через сосновый бор.

Если уж не получилось тут стать на стоянку, хотя бы остановку сделать в этом месте!

И остановка была сделана не зря - Марина нашла нож, который в отсутствие топора чуть позже очень нам пригодился!

Вновь подъем, надо набрать еще 40 метров.

Проходя в 500 метрах от Северного Папая, мы попрощались со снегом в весенних походах (в который уже раз!).

Еще один найденный мной крюк, подтверждающий, что враги природы когда-то были и тут...

А вот дальше - сильный дождь и крутой спуск к Большому Хаблю. Чудом оживший фотоаппарат я уже не рискнул доставать до самой стоянки. Разместились мы на слиянии Большого Хабля и его безымянного притока. В Благовещение птица гнезда не вьет (скорей всего потому, что уже сделала это вовремя), а нам палатки ставить было жизненно необходимо, притом под сильным дождем. Стоило справиться с этой задачей, как вода в небе закончилась. На этот раз Оля пилила дрова Сергеем и Людой, а потом всеми, кто замерз и хотел согреться. Дров получилось много.

В отсутствие топоров в ход пошли ножи.

Через 40 минут костер из мокрых дров уже ярко пылал, и можно было отправляться за водой.

Быстро набрать воды не получилось - на ручье-притоке миниатюрные бурлящие водопадики требовали к себе внимания, пока не стало темно.

Прошел 1 час 54 минуты с того момента, когда мы достали пилу. Вполне понятно, почему днем мы ограничиваемся перекусами, экономя ходовое время - если бы днем мы собрались готовить обед, только к 21.00 мы бы пришли на стоянку и стали бы в темноте выбирать место для лагеря. А по плану мы и вовсе собирались остановиться через 1,5 км. Это у нас была запасная, промежуточная точка ночевки. Кто же знал, что она будет признана нашим ОТК годной! Поедаем традиционный вечерний суп.

Повторяем поход за водой, моем котелки и готовим чай. Исследования краснодарских ученых показали, что посуду в холодной воде мыть не обязательно Фейри: с этим не хуже справляемся мы с Антоном, а если нет никакой разницы - зачем платить больше?

Анекдоты не заканчивались, сидеть можно было еще долго, огонь слабел, мы ускорили процесс, поставив котелок на угли (костровую палку пришлось держать в руках). Не все дотерпели до этой минуты, некоторые отошли ко сну раньше. Оставшимся чаем мы наполнили все обнаруженные поблизости термосы и приготовились в палатке смотреть фото перед сном.

Лучший из приборов для измерения температуры (по соотношению цена/качество) показал +13 на улице, +17 в палатке. В итоге в три часа ночи я чуть не перебудил весь лагерь воплем ужаса, когда случайно включил фотоаппарат (он всегда греется со мной в спальнике) и увидел такую же фото в горизонтальном масштабе. Шкала, на которой 2/3 уже красным - это что, идет форматирование карты? Нет, это оказалось всего лишь еще одно фото термометра! Ну и как после этого спать?

Так что уже без 10 минут 7 мы приступили к вызыванию духа огня, что оказалось на редкость простой задачей даже без спичек (стоило с вечера положить в огонь пару бревнышек покрупнее,

а затем, когда каша была близка к готовности, перешли к более сложной задаче - побудке лагеря, с целью которой у каждой палатки мужским дуэтом краснодарских ученых читалось магическое заклинание:
Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит котел наш возмущенный,
И завтрак наш почти готов!

Те, кто не проснулся от громкости побудки, вынуждены были проснуться от громкого смеха в других палатках...

Подъем состоялся, поедание каши - тоже. Ольга Ивановна напомнила нам про Вербное воскресенье.

По завершении завтрака состоялось торжественное награждение уже 22-го желто-зеленого туриста соответствующим значком. Инна прошла в этом году уже 121,5 км с двумя полевыми ночевками в 7 походах. Для значка ей не хватало как раз вот этой ночевки! Забегая вперед, в ближайших кандидатах в Желто-зеленые числятся 6 человек - Карпенко Сергей и Кармашев Кирилл (5 походов, 71,8 км, 1 ночевка), Карпенко Света, Андрей и Оля (4 похода, 86 километров, 1 ночевка), Круглова Рита (2 похода, 64,9 километра, 1 ночевка). И еще 6 потенциальных обладателей значка так и не соберутся в поход (а получить его можно только там).

Лагерь на отдыхе и просушке.

Пока есть свободное время, взбираемся на пригорочек над лагерем.

Как в западном направлении,

так и в южном.

Эта вершина (10х ZOOM) просматривалась далеко в восточном направлении. Похоже на вершину 549 м, где-то в этом направлении и Пересыпь 712 м ...

Вдали виднелся Папай, которому мы планируем как-нибудь уделить побольше времени (день на подход, день на нем и на взятие всех тайников - Папайская пила, Водопады Черной речки и третий день на возвращение).

Спускаемся вниз, и грибы наводят на мысль... какую? "Грыбы отсюда" - время-то уходит!

Не без труда удалось собраться на старт - отличная погода расслабляюще действовала.

И вот - не пройденные вчера 1,5 км с многочисленными бродами. До поры можно было идти по верху,

но проще всего шлось по обочине реки :-)

Цветовое сопровождение похода продолжалось примулами,

мать-и-мачехой,

омелой.

Крепкая мужская страховка, чтобы никого не унесло вниз по течению!

Без резиновых сапог переходить немного сложнее, но главное - смириться с мокрыми ногами, все равно в движении ноги не мерзнут.

Лягушка - подводник высунула наверх свои "перископы".

У пересечения Папайской щели с тропой, ведущей к Папаю наверх, уютно разместился охотничий домик. Его выгребной туалет и помойка заставили порадоваться, что мы стояли выше по течению. Хотя, конечно, вода в реке самоочищается....

Внутри домик выглядел чисто и прилично - один из лучших вариантов, встреченных нами до сих пор.

и еще одна переправа...

дорога постоянно переходила с одного берега на другой, как минимум 5-6 бродов пришлось преодолеть, но мы ожидали более сложного, так что

почти неожиданно для себя вышли на отличное оборудованное место для стоянки на орографически правом берегу Б.Хабля.

Прямо напротив него, на другом берегу - стоянка, к которой мы шли вчера. Наша замена ей была ничуть не хуже.

Выходим на дорогу, видим, что мост уже дает слабину.

Вдали вершина Папая.

По описаниям, там довольно крутой спуск - действительно....

Вот мы как бы и побывали на Западном Папае - пусть виртуально.

Броды продолжались, но стали пореже и чередовались с "хорошей" дорогой.

Отсутствие сапог порой подвигало наших туристов на небольшие подвиги.

И опять царство земноводных - лягушки и амфибии

(тритоны) - выбрались погреться на солнышке...

Соревнование по парному позированию выиграла эта многонациональная пара....

вот серебряные и

бронзовые призеры...

В русле Большого Хабля можно найти интересные деревья и

орномные камни...

Подходим к самому узкому месту ущелья этой реки - Медвежьим Воротам.

Родник со скамеечкой и стоячей водой.

А вот и Медвежьи ворота!

Течение  реки здесь ускоряется,

а берега поднимаются круто вверх.

Тем не менее, места для отдыха группы тут более чем достаточно.

Немного впереди просматривается уже почти полностью разрушенный мост.

Одно из первых предложений - сделать бамперный тайник - было отвергнуто. Слишком уж далеко сюда ходить перезакладывать...

Поэтому для того, чтобы добраться до закладки, придется попотеть.... Антон как раз является указателем на Медвежьи ворота....

Тайник спрятан в глубине каменного "пенечка", собирали его как "Лего". Получилось, как будто так и было.

А группа тем временем отдыхала у реки. Подана для тренировки команда "Медведь"!

Антон среагировал правильно.

Юля тоже выполнила команду "медвежонок".

Каменистое дно Большого Хабля.

Мост малопригоден для перехода,

хотя и притягивал любителей экстрима и сухих ног.... все же благоразумие взяло верх и все пошли вброд.

Природные картины по дороге,

которая становилась все суше и лучше...

а мосты - все хуже и хуже.

Столько икры за один раз, да еще и зеленой, в этом походе мы не видели....

Один их самых хорошо сохранившихся мостов.

После этого можно было спокойно переобуться, броды закончились, и ускориться. У этого сохранившегося до недавнего времени на Гугле моста

мы сделали последний привал.

Вот и Сосновая роща позади, но сюрпризы еще не закончились! Это не анаконда, а всего лишь ужик,

смущенный неожиданно свалившейся на него популярностью, он пытался ускользнуть.

Выходим к цивилизации.

Мимо этой черной осыпи мы обычно проезжаем (дорога-то хорошая), но сейчас нам важно было набрать побольше километров в зачет значка "Турист России".

Вид над обрывом.

Для кого обрыв, а для "новых местных" это помойка :-(

У начала тропы, ведущей к подъему на Новые скалы,

(на которых были замечены пара посетителей).

Около мусорки приютился охраняемый государством дольмен. Заднюю плиту, правда, уже увели. Логика государства понятна: где мусорка - там люди, всяко дольмен под присмотром целее будет. А где Оля Карпенко? Она есть на фото. Не нашли? Внутри дольмена.

Оставляем дольмен в одиночестве.

и мимо зоны, прорываясь сквозь стадо баранов (в буквальном смысле),

за 15 минут до контрольного времени выходим к маршрутке. У нас осталось время и закупиться продуктами в магазине,

и оценить натуралистичный памятник молодому дедушке Ленину. Проходящие мимо психи с интересом комментировали наши действия.

Наш 7-й поход 2012 года окончен!