prepod2000 (prepod2000) wrote,
prepod2000

Поход № 8 (21-22.04.2012) Быстрый поход на Большой Афипс

На этот раз в наших планах был поход на Пшадские водопады, но две причины повлияли на выбор маршрута: путь, по нашим оценкам, занял бы три дня, и вдобавок второй раз подряд по той же самой грязной дороге от Убинской идти не хотелось. Рассматривая треки Панды и biv1925, а также фотоописание майского похода москвичей 2007 г, мы обратили внимание на водопады на ручье Быстром (левом притоке реки Афипс), куда и направили свои стопы. Вот еще одно примерное описание похода, отчет cet-club для информации. Фотографии в альбоме «Быстрый Афипс» на Яндекс.Фотках. Кроме водопадов хотелось посетить господствующую над районом вершину - гору Большой Афипс.

Маршрутка с учетом рюкзаков была загружена по полной. Юля, как заправский боец, использует свободную минутку и обилие рюкзаков, чтобы досмотреть сон. В этот раз нас собралось четырнадцать, без новичков, и мысль успеть на Большой Афипс снова начала сверлить мозг "руководства".

Марину решили поздравлять с Днем рождения досрочно: не брать же подарок - керамический горшок для запекания - с собой! Пришлось  оставить его на сохранение нашему водителю.

До первой остановки у Красного ручья почти 2 километра, дорога отличная, по сравнению с Убинкой прямо автобан! Было время и возможность поговорить.

Но одну тайну по пути благодаря оптике Сергея мы раскрыли, так как уже не первый раз гадаем: что это там такое на горе?

А вот что - кусок скалы!

Еще одна симпатичная здоровая каменюка лежала на обочине.

Еще никто не устал, но как пропустить такое место? Принудительный короткий отдых!

В этом месте на берегу Афипса фотосессия  всегда пользуется популярностью.

Похоже на долину реки Белой, но без аммонитов.

А вот неизвестных нам цветов хватало! Цветок Афипса номер 1,

Лесной пион.

Еще один плюс вручения ребенку старого фотоаппарата: не только прекратилось нытье и ускорилось продвижение, но и появились дополнительные интересные фотографии. Я бы и не останавливался около одуванчика, а ей захотелось узнать, как работает "макрорежим".

Мобильная мужская группа раньше вышла на старт, проверив мост на прочность.

В группе только девушки!

Каменные зубцы на обрыве справа наводят на мысль о крепостных стенах.

Лесная аллея, эдакая Чистяковская Роща.

Навигатор говорит, что такими темпами мы не просто успеваем, а еще и с огромным запасом времени!

Первый брод. Его можно было обойти и по дороге справа, но тогда надо было бы немного набрать высоту. Да и от заранее проложенного маршрута отклоняться не стали.

Понятное дело, великолепное водное зеркало несколько нас задержало - просилось на фотокамеру.

Сразу после продолжения дороги - памятник. Уже ничего на нем разобрать нельзя, получается как в переделанном анекдоте про Генри Форда - мы покрасим ваш памятник в любой цвет по вашему выбору, если вы выберете синий. Даже красную звезду синим покрасили. Надо думать, памятник в честь воинов, погибших в ходе Великой Отечественной - вот вам еще одна ветка патриотического маршрута на 9 мая.

А вот и танки! Хотя нет, это гусеничные бульдозеры. И в хорошем состоянии. А впереди уже просматривается какое-то жилье.

Стоп - это только для автомобилей. Туристов  пропускают легко.

Это Верхнеафипское охотхозяйство, которое с виду содержится в образцовом состоянии, имея все. что полагается -

словоохотливого лесника, между делом выясняющего весь наш маршрут (если что, будет кому искать, кроме маршрутно-квалификационной комиссии :-)),

функционирующий колодец, Уазик, собаки. Кстати, пришла пора поесть и попить, не заметили, как уже прошли 5 км.

Место для завтрака было выбрано на холмиках под деревьями, помеченными красным скотчем. Позже выяснилось (со слов лесника), что это черкесские курганы. Мы, конечно, люди серьезные, но нам было бы приятно, если бы хозяева курганов еще и табличку повесили, а не только скотч (типа, догадайся сам, чего это тут отметили :-)). Мы бы выбрали для трапезы место повеселее.

После завтрака мы снова "встали на лыжи" (почти каждый турист, не обладающий чувством юмора, завидев наши палки, задает вопрос про лыжи и думает, что это очень оригинально и смешно). Мы подумали, что местная хорошая грунтовка - заслуга, прежде всего, военных. На карте охотхозяйство названо "Кордон Широкий" - первый образцово-показательный объект подобного рода, увиденный нами в предгорьях Кавказа.

Самая юная и самая опытная участницы похода (которым на двоих 83 года), неожиданно развили такую скорость, что догнать их  практически не удавалось.

А это следы жизнедеятельности лесорубов. Похоже, сюда они добирались не по той дороге, которой мы пришли.

А вот и их обиталище - еще 2 бульдозера и избушка на ... колесах. На доисторические бульдозеры было жалко смотреть: у одного из них не хватало гусеницы, у второго все "кишки" были разбросаны по дороге, "кровь" капала прямо в пыль. (Запчасти и масло). Глядя на бесхозных поломанных ветеранов, сама собой напрашивалась мысль о заслуженном отдыхе, о пенсии для "инвалидов", ибо ремонт бедняжек казался уже невозможным.

Еще немного пути - и мы оказываемся у брода, окруженного каменными осыпями. Очень напоминает Поднавислу, от которой будет стартовать наш следующий пешеходный маршрут. Дорога уходит влево, но все так же остается единственной главной дорогой - навигатор тут нужен только для оценки скорости продвижения.

Сапоги одевать не хочется, переобуваться тоже, поэтому выкладывается простая дорожка из камней. 92,8% туристов прошли по ней, не замочив ног :-)

В этот раз Оле повезло - ноги она не замочила.

Недалеко от переправы нашли изъеденный "червями-камнеедами" гигантский булыжник.

Выше по течению тоже можно было быстро навести переправу из камней - воды в Афипсе было немного.

Смена замыкающих. Опытный Сергей дает мастер-класс начинающему фотографу.

Судя по следам, тут водятся еноты. Под лапки себе они не смотрят.

Характерный живописный обрыв над рекой. Близко к краю подходить опасно - верхний слой почвы есть, а под ним - пустота...

Перед Волчьими воротами мы остановились на отдых. Взглянув на прикид Антона и Саши, вспомнил вдруг анекдот:
Пьяный мужик едет в троллейбусе. Какая-то бабушка просит его передать деньги за проезд. Впереди мужика сидит матрос. Мужик протягивает ему деньги:
- Солдатик, передай!
- Я не солдатик, я моряк!
Мужик оборачивается к бабушке и говорит:
- Прикинь, бабка, мы на корабле!!!
На самом деле, мы, конечно, пешком!

Судя по карте, Волчьи ворота (вид через реку направо по ходу движения) - это самое узкое место в долине Афипса. Тайник прятать мы тут не стали, да и реальные координаты урочища метров на 70 ближе указанных на карте получились.

Слева, почти над нами, оказался крутой обрыв,

с которого, судя по всему, еще недавно сыпались камни...

Вероника ключевая. Наверное.

А вот Волчьи ворота, если верить координатам на карте. Но тут уже стены "расступились".

Неожиданно нас обогнали велосипедисты. С учетом того, что часть из них больше шла пешком, чем ехала, понятно, почему они, по их словам, "гнались за нами с самого утра". Увидев нас, они решили, что едут верной дорогой и ломанулись вперед. А надо было всего-то через 2 км повернуть направо и начать забираться вверх. В итоге, по информации, полученной на обратном пути от лесника, гору Большой Афипс они так и не нашли. На фотографии дорога вправо уходит на Пшаду. Видны и выцветающие сине-бело-синие метки, и указатель... Надо как-нибудь выбраться и туда.

Желтая-прежелтая ромашка.

Последний брод через Афипс оказался самым коварным. Подвели скользкие камни. В итоге еще часть туристов намочило хотя бы одну ногу. В этот раз не повезло и Оле, которая не уставала меня пилить, что я не разрешил ей вовремя переобуться в сапоги. Но я твердо был уверен, что не виноват: в конце концов, сухие ноги - личное дело и вопрос ловкости каждого! ;-)

Винтовое дерево, запомнившееся нам по отчету москвичей, только уже в лежачем положении.

Вдоль ручья Быстрого по орографически левому берегу шла отличная не заросшая дорога.

Лютики.

А вот и предполагаемое место стоянки номер один (по плану программы-минимум отсюда у нас были бы радиалки). Но времени до темноты оставалось много, и мы решили пройти все водопады в первый день.

Ручей приходилось переходить все чаше, в том числе и применяя акробатические трюки для переправы.

И вот он - по координатам карты с сайта heading.narod.ru - первый водопад, точнее - небольшой водоскат.

Сергей полон оптимизма - где-то уже недалеко большие водопады.

Пришлось всем переодеться: кто брал сапоги - в сапоги, кто "босолапки" - в "босолапки".

Подмыв корни, ручей превратил дерево в одноглазого осьминога.

А вот это уже настоящий водопад! Реакция-то какая!

Лесенка для обхода - в отличном состоянии, хоть и ступеньки высоковаты. На обратном пути мы посвятим ему тайник, а пока что осматриваемся.

Справа по мху сплошными струйками течет родник, вверху крутой обрыв. Прятать надо будет существенно выше.

Андрей с Антоном вытягивают всех нуждающихся в помощи наверх.

Сверху водопада переката воды не видно, зато наблюдаем такое интересное явление, будто струйки стоят:

Еще один водоскат. Покруче.

Следующий за ним.Внизу принимает душ

крупный одинокий камень.

Дальше водоскаты следовали один за другим.

Вода шумела и пенилась.

Наконец, самый большой водопад. Он состоит из двух ступеней, между которым навалена баррикада из бурелома.

Обойти его можно как по грунту слева, так и по самому водопаду справа. На самом деле тут совсем не скользко.

Если стоять под средней частью, получатся фото из цикла "не забудьте протереть объектив!"

Сергей разглядел в траве необычный цветок-саксофон.

Идем дальше по ступенечкам. Тут уже скользко, начались падения. Вот это место на ОСМ карте обозначено водопадом (через 130 метров после третьего водопада) и за 30-40 метров до стоянки. Надо будет помочь откорректировать карту....

Самая глубокая ванна (не эта) была примерно по грудь. Проверять не захотелось никому.

Место стоянки мы искали как слева, так и справа, вверху, но лучший, уже оборудованный вариант нашелся впереди по правому берегу ручья. Интересно, что эта координата отстояла от запланированной нами для ночевки, не более, чем на 30 метров.

Останавливаемся и располагаемся. Еще только 17.00. Можно было бы подняться на Афипс, но сначала надо обеспечить комфорт и подумать о хлебе насущном.

Такую стоянку, на которой течет мощный родник, мы видели только на Раздерах. Присваеваем ей категорию "люкс". Родники есть и на другом берегу, слева виднеется сооружение из камней, использовавшееся кем-то под баню.

Мы, конечно, разбежались: скученность платок превышала допустимую норму :-). Для нашей "толпы", как всегда, места оказалось не так много, как хотелось бы. Так близко палатки мы еще никогда не ставили.

Шестую палатку и вовсе пришлось поставить в сторонке на склоне. Забегая вперед, скажу, что ночь у Игоря и Тани выдастся тяжелая - постоянная борьба со скольжением вниз.

Все дружно, по хозяйски взялись за обустройство лагеря. Соревнования по скоростной чистке картошки и заготовке дров.

Местный житель - паучок-старичок.

Желтые ромашки не оставляют равнодушными не только Наташек, но и Оль...

Супчик варится.

Пользуясь этим, мы с Антоном решили разведать наиболее удобный путь подъема на Афипс. Проходим не более сотни метров до очередного завала из камней, и круто поднимаемся вверх

до хребта, по которому проходит слабо просматривающаяся тропинка.

Вот самая низкая точка этой тропы - перемычка между Афипсом и соседней горой 500 м. На нее мы не пошли - и зря.

Как видно из спутникового снимка, эта горка имеет лысую макушку (с нашей стороны этого не было видно), и с нее вполне можно было бы попытаться посмотреть на Большой Афипс в профиль. Но мы ограничились разведкой и спустились к лагерю, где нам оставили теплый ужин.

Ужин и еще одно авансовое поздравление именинника - на этот раз меня. Столько подарков на День рождения у меня еще никогда не было. Понятно, столько друзей сразу в одном месте я никогда не собирал! В исполнении Марины Павловой прозвучали поздравительные стихи Марины Карпенко, которые из скромности я приводить не буду :-),

меня нарядили в царский костюм и снабдили холодным туристским оружием, что придало мне несколько грозный вид.

Под этим топором позировали многие несуеверные туристы.

Костер весело подогревал наши завтрашние наполеоновские планы.

Я и Антон завтра поднимаемся в 05.30 и кашеварим, остальные - в 6 утра. Но к нашему подъему Татьяна Андреевна опередила всех, встав в 4 утра.

В 7.10 мы уже в пути, оставляем в стороне 500 метровую гору

и поворачиваем на подъем по тропе налево, в сторону Б. Афипса.

Чередуем ходьбу с остановками. Крутовастенько подниматься до тропы от лагеря.

Сочная весенняя зелень радует глаз.

Проходим через цветочные поляны на склоне... Эх, сюда бы еще родник, и можно стоять!

Боюсь, что после нас тут осталась небольшая тропка. Никак было не обойти.

Впереди уже просматривается опушка леса - близка вершина.

Поляна на лысой макушке Б.Афипса. Вдали хребет чем-то напоминает бублик Бляма...

Присматриваемся - там еще и снег лежит?!

Да, похоже, это он.

Вид в противоположную сторону. Как с нами,

так и с Zoom-ом.

Триангуляционный пункт на месте, хоть и покосившийся.

У нас 10 минут свободного времени. Вдали грозно собираются тучи.

Кто достает дождевики, кто фотографируется, Марина готовится к закладке тайника,

Ольга Ивановна собирает травы....

Тем временем дождь начал наступать. Мы ускорились.

Тайнику было суждено спрятаться под этим камнем, обнаруженным Людой.

Пришлось его хорошенько укрепить и замаскировать.

Природное кресло. Но отдыхать было почти некогда - дождь шел за нами по пятам.

и уже в самом конце спуска догнал.

Спрятавшись от дождя в палатку, можно и вещи собрать!

Сапоги еще понадобятся - идти придется и по руслу.

Дождь на время перестал, дав возможность спокойноупаковать палатки.

И тут же полил с удвоенной силой. Мы готовы к выходу.

После недолгого пути по руслу мы наткнулись на тропинку по правому берегу ручья. Водопады мы уже видели, поэтому решили пройти поверху.

Сверху водопад смотрится вот так:

Пока все ждут на тропе, закладываем над водопадами второй за день тайник.

Чтобы взять этот тайник ("Быстрые водопады") геокешерам придется попотеть - забраться по довольно крутому склону наверх. Так как найти тропу не так просто. Контейнер спрятали в каменном ложе, замаскировав "вход" мохнатыми камнями. То есть, мхом покрытыми.

Идти по такой тропе было одно удовольствие даже под дождем.

И вдруг она пропадает и дорогу перегораживает толстенный металлический трос. Ищем тропу, но она уже бесследно пропала. Тогда все же спускаемся вниз и идем по руслу с полкилометра.

Переходим на другой берег на дорогу, по которой шли вдоль ручья в первый день. Решили с нее не сворачивать, и она неожиданно привела нас вот к такому лагерю на берегу Афипса. На заднем фоне есть даже общественный туалет.

О проникновении цивилизации в эту глушь говорит и зеркало на дереве. Лесник на обратном пути сказал нам, что летом здесь большой толпой отдыхают плановые туристы.

Дождь шел с переменным успехом. Так что дождевики мы далеко не убирали.

Похоже, лесорубы-таки починили свой трактор и проволокли "избушку" почти на 5 километров вперед.

Мы уже подходим к Красному ручью. Навигатор подсказывает, что надо ускориться, чтобы не опоздать к контрольному времени выхода..

К концу путешествия установилась хорошая погода. Приятно идти под чистым небом, когда на тебя не льет :-).

Милый одуванчик.

К концу путешествия все почти заменили сапоги на кроссовки и перешли Красный ручей по мосту,

и только двое "сапожников" - вброд. Ручей для Юли оказался глубоковат. Как раз отдых у устья Красного ручья совместили с заменой мокрых носков...

Тем временем к Вале в гости на камень пришел жук-дровосек.

Последние кадры на берегу - и бегом еще 2 километра.

Мы вышли на целых 3 минуты раньше :-)! 8-й поход 2012 года окончился. 4 человека - мы с Олей, Антон и Марина - первыми выполнили сегодня норматив на значок "Турист России".

Теперь осталось его защитить, но это уже в городе, как-нибудь в другой раз...