prepod2000 (prepod2000) wrote,
prepod2000

Поход № 14 (28-29 июля 2012 г): Озеро Чеше, день 1

План похода был такой:сначала едем через Апшеронск до Черниговской (2,5 часа), потом по той же грунтовке, как в наших летних походах на Пшеха-су и Водопадистый,  всего полчаса и потом держим путь от дороги не влево, а вправо. Стартуем мы примерно с 820 м высоты. Идем около 6 километров. Озеро Чеше находится в южной части массива Черногорье на высоте более 1600 метров. Несмотря на небольшие размеры (68 м в длину, 40 м в ширину), озеро очень живописно. Оно находится в карстовой воронке. В озеро не впадает и из него не вытекает ни один ручей. Питание только за счет атмосферных осадков (не факт, некоторые туристы ныряли и говорят, есть источники). Феномен озера в том, что уровень его никогда не меняется. В 900 метрах от озера - вершина, гора Черногор, высотой 1753,9 м. Легенды про Спящего черкеса тут.
Мы ориентировались на классическое описание Грея -  2005 http://sat.kuban.ru/journey/chesche/tchesche.htm
Отчет rostov-extreme http://www.rostov-extreme.ru/knowledge/kb_show.php?id=45
и свежие поход Торо июнь 2010 - Гора Черногор http://toro35.livejournal.com/1561.html и три записи Юрика:
1) Неудачный поход на Черногор yrikk http://yrikk.livejournal.com/88419.html
2) История одного тайника http://yrikk.livejournal.com/236860.html (мы как раз планируем заложить там тайник)
3) Удачный поход yrikk http://krasnodar.livejournal.com/573947.html
Для удовольствия можно было почитать также, как те, кто не умеет ходить пешком и грамотно писать, мучается: ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСПИДИЦИИ К ОЗЕРУ ЧЕШЕ (Писменный и фото отчет о проведенной поедке финалом которой был подъем к озеру Чеше) http://www.drive2.ru/users/chibsett/blog/288230376151903060/#post и наконец, обсуждение на Кубань.ру нюансов путешествия к Чеше.
А теперь как это у нас получилось 28-29 июля 2012 года. В пешей части похода пройдено 13,3 километра 13 участниками (6 мужчин и 7 женщин, включая ребенка). Фотографии в альбоме «Озеро Чеше» на Яндекс.Фотках. Трек (с автомобильной частью маршрута от Апшеронска) - выложен тут: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=witknkpwwfowjjcu . Нитка маршрута: устье Агуловой балки – поляна в среднем течении Агуловой балки – оз. Чеше и обратно.

Из Краснодара до Черниговской ехать почти 2,5 часа. В окно маршрутки уже заглядывают горы, по которым нам предстоит пройти.

Гравийка пока в отличном состоянии, мы прибыли на место в 10.30.

Старт почти через километр от водозабора, заброшенная дорога с огромными ямами посередине, уходившая плавно вверх-назад в северном направлении, поначалу не предвещала никаких проблем с продвижением для пешеходов.

К тому же на краю этих ям было удобно сидеть во время завтрака.

Подгонка снаряжения, раздача общественной части груза - и мы стартовали в 11.05. Кусты спелой ежевики на обочинах всем подняли настроение.

Разучена новая команда - "Пасемся"!

Дорога в этом месте делает петлю, серпантином поднимаясь в гору (на OSM есть срезочка - но не для туристов с рюкзаками). Несколько крутых подъемов

с перерывами на отдых после каждых 100 метров набора высоты,

и дорога вывела нас почти на самое дно Агуловой балки. Там перемещаться было чуть сложнее – дорога то превращалась в тропу, бегущую с берега на берег овражка, то напоминала размякший от жары пластилин. На нем четко отпечатались следы "обещанного" отчетами Грея медведя (точка на треке СледМишки).

Необъятные деревья и толстые высокие пни наводили на мысль, что сюда не ступала нога лесоруба.

Но этот артефакт доказал, что либо трактора лесорубов, либо танки тут все же проходили. Хотя и с некоторым ущербом для техники.

Где-то идти приходилось по камням, где-то по грязи, а то и по бревнам - мостикам. На обратном пути "мостики" пришлось уже исключить (хотите знать, почему? читайте второй день похода).

Начали попадаться грибы, группами и

парами.

Влажный тяжелый воздух, обилие папоротника – все указывало на избыточное увлажнение данных мест и напоминало тропики.

Ориентироваться также стало несколько сложнее - четко выраженная тропа то вовсе пропадала, то переходила в волок с болотистым дном. До этого впереди шли женщины (чтобы темп движения был наиболее комфортным для них), тут же пришлось выходить вперед уже мне, как "человеку с навигатором".

Гигантский пень, покрытый паутиной, напоминающий древний и таинственный замок, населенный загадочными лесными жителями. Вот один из таких же полуразрушенных пней сыграет с нами позже злую шутку.

Место для валяния кабанов в грязи (точка на треке Кабаны). Самих свинок не видели, врать не буду.

Пока со стороны поход был на твердую "четверку" (см. дерево).

Вот как без навыков древолазания перебраться через такое препятствие? Только под ним...

После этого дерева-гиганта относительно равнинная часть маршрута закончилась, и в
13:30 мы проходим знаменитую поляну, заросшую субальпийской растительностью по плечо туристам.

Чаще всего на поляне попадались борщевики-гренадеры, папоротники и гигантская крапива. Колорит довершали огромные полчища всевозможных мух, комаров и мошки. Количество насекомых можно сравнить разве что с количеством пчел в улье, только на каждом квадратном метре. Все кровососущие сходили с ума от радости, увидев нас, и больно кусались. Если бы кто-то не взял с собой рекомендованный мной на этот раз «скафандр туриста», состоящий из рубашки с длинным рукавом, длинных плотных брюк, арафатки и хозяйственных перчаток, идти было бы непросто. Но даже новичок наших походов Татьяна была одета по желто-зеленому стандарту для этого похода..

Далеко и высоко вверху видны скалистые края плато Черногора, на которое нам предстояло забраться.

От поляны сворачиваем налево-вверх. Буквально в 20 метрах от границы поляны и смешанного пихтово-букового леса был сделан привал. Нужно было отдохнуть перед началом крутого подъема. Сергей, казалось, засыпал на ходу.

Именно здесь мы обнаружили трак от гусеницы и перо Синей птицы удачи цвета ультрамарин. Но Синяя птица улетела, а ведь именно сейчас она нужна нам была больше всего.

На краю поляны стоял трухлявый высокий пенек, который Антон настойчиво тыкал трекинговой палкой, отломив наконец-таки приличный кусок. Я было крикнул "не трогай!", но оказалось, что уже поздно... Из пня, как из пушки, вылетел десант пчел. Но это были какие-то неправильные пчелы, мелкие и злобные, норовящие впиться во всех, кто находился рядом. "Это осы! Бежим!!!" - крикнул Сергей, сразу проснувшийся от укуса в нос. Я продублировал команду и туристы бросились врассыпную по склону от злополучного пня. Основной вывод: в лесу лучше ничего не трогать, ибо лесным жителям это может не понравиться. Хорошо, еще нас не покусали шершни или волоснявые жужики (в переводе с польского - мохнатые шмели). А вот, кстати, и они...

Что можно сказать, нам повезло, анафилактического шока ни у кого не было, 3-4 человека остались и вовсе не покусанными, у остальных число укусов колебалось от 4 до 20-30 (как у бедной Юли, стоявшей рядом с Антоном и наслаждавшейся процессом раскурочивания пенька). Таблетка тавегила от аллергических реакций (хотя вроде бы и так все обошлось), смазанные места укусов, вода/компот - и мы снова были готовы к продолжению пути.

Подъем становился все круче, троп не было. Дорогу в папоротнике прорубали палками и дополнительно вытаптывали. Последним было идти куда легче. Ориентировались мы, прежде всего, на описание этой местности и трек Грея.

После этого места (точка Два дерева) у Грея на треке был угол влево, хотя можно было срезать и пройти 50 метров вместо 250. Я из середины группы крикнул "пора сворачивать", но сменивший меня впереди Антон откликнулся "уже поздно". Мы забрались прямо в карстовую впадину!
Острые живые камни под ногами,

заросли малины и крапивы, неожиданные ямки – все способствовало падениям и ушибам. Если там не растут деревья, зачем там ходить туристам? Переходим по лежащему бревну на ровное место, откуда идем вверх. И по-прежнему используя палку как мачете (говорил же, давайте купим!).

Тут же (на часах было 15:20) уклон еще увеличился, трава стала выше. Чтобы понять всю сложность такого пути, скажу, что ведущему на один шаг приходилось делать 3-4 вдоха-выдоха

Оглянувшись, мы увидели, что облако нас догоняет. К счастью, дождя не было, а облака прикрыли нас от солнца.

Заросли становились все гуще...

Наконец подъем был завершен, мы перевалились через край плато и порадовались выбранному маршруту. Если бы мы взяли чуть правее - уткнулись бы в скалы, слева тоже могли быть сюрпризы.

Медленно, с остановками уже каждые полчаса, а порой и чаще, группа преодолела подъем и в 17:00 уже была на плато Черногор. Даже плато Лагонаки не ровное, как стол, а холмистое. А что уже говорить про плато Черногор! Оно полностью покрыто карстовыми воронками. (Точка СПУССК). Отдых на краю плато.

Когда мы взобрались на него сквозь заросли папоротника и крапивы с борщевиком, то очутились будто бы на хребте – с другой стороны тоже было понижение рельефа. Но это был не хребет, это был край гигантской карстовой воронки!

Закарстованность плато почти 100%, воронки в поперечнике более 100 метров и глубиной более 20 соседствуют друг с другом. Они разделены узкими перемычками, по которым и можно передвигаться. Стало понятно, почему все треки на плато идут полукругом разными путями: люди обходили воронки.

И мы пошли тоже обходить воронки по перемычкам. Вокруг растет пихтовый лес с редкой примесью бука. Иногда переступаем через поваленные деревья с торчащими из них сучками-кинжалами. Подлесок – папоротник и лавровишня.

Под ногами постоянно попадаются камни, все еще нужна осторожность при движении.

На смену крутому подъему пришли огромные карстовые воронки размером с футбольное поле, сильно заросшие огромными деревьями и  высокими травами, с торчащими отовсюду острыми камнями. Обходя их по краю и спотыкаясь о стволы пихтового валежника, на ум приходили отрывки из «Затерянного мира» Конан Дойля или сцены тренировок из фильма про Шаолиньский монастырь. Мы то набираем высоту, то сбрасываем, и вот уже до озера осталось всего 300 метров.

Вскоре оказываемся на безлесном участке. Выйдя из «лесной зоны» в «степную», мы все так же были в плену у карста:

огромный луг при ближайшем рассмотрении оказался скоплением камней

среди наших старых знакомых: борщевика, крапивы, малины, только к ним добавились еще иван-чай, мята, чертополох, можжевельник и еще какая-то адская флора.

Такая воронка была не одна, так что GPS с маршрутом или хотя бы точкой мешать не будет...

Незадолго до спуска к озеру мы увидели трех серн, пасущихся на каменистом хребте впереди. Неудивительно для столь диких мест! Пусть нам не повезло (или наоборот, повезло?) с мишкой, зато диких серн мы увидели впервые в жизни.

Фото- и видео- съемка диких животных в самом разгаре (точка СЕРНЫ).

Наконец, в просвете между деревьев мелькнула вода и мы начали спуск к единственному источнику воды на всем плато – озеру Чеше. Располагаясь на дне огромной карстовой воронки, оно уютно спряталось среди сотни похожих, выбрав почему-то именно эту.

Гладкая поверхность отражала окружающую природу, так как вода казалась практически непрозрачной. Смотреть на это чудо природы лучше издали или на фотографии, потому что путь к нему даже по окружающему лугу тяжел и «полон мух». Лучшее время для посещения здешних мест, как мне кажется, это солнечный весенний либо осенний день, когда высокотравье еще не выросло или уже пожухло и не скрывает камни в траве, а мухи еще «не вылупились» или уже «спят в берлогах».

Обойдя озеро и не найдя приличного места для стоянки, мы стали моделировать его сами - вытаптывать траву под шесть палаток, делать кострище (точка ННОЧЬ). На противоположном берегу уже стояла палатка (точка ЛАГЕРЬ2), там обосновались 3 человека.

Это была экспедиция, возглавляемая сотрудником управления по геодезии из Майкопа, он и два краснодарца шли проверять сохранность тригопункта на горе Черногор.

Ребята поднимались с противоположной стороны на плато, из долины Пшехи (а мы из долины Серебрячки). Установив палатки, мы стали разбирать вещи, собирать общественный груз в кучу,

и собирать по округе дрова, что, к слову сказать, оказалось нелегким делом. Тяжелый длинный путь и трудности с топливом (лес от стоянки не близко, да и по высокотравью его неудобно тащить, постоянно спотыкаясь о камни) наводили на мысль о необходимости в здешних условиях горелок. А мы взяли только одну (накипятить чай на всякий пожарный), что на готовку ужина для 13 человек было недостаточно.

Широкоугольный план местности. На этом берегу стоим мы, на противоположном, в седловине - соседи, далеко впереди (в 400 метрах) обрыв - смотровая точка, идти к нему по границе леса справа, путь занимает 20 минут.

Вскоре выдалась относительно свободная минутка, и пятеро туристов сделали радиалку на край плато. Геодезисты крикнули нам через озеро, что лагонакские вершины хорошо видны, и мы не устояли.

Минут десять по зарослям и карабканья по камням возместились нам открывающимся видами. Оштен, Пшеха-Су, Фишт (слева-направо),

г. Сахарная Голова, Шпалорез, Верхние, Средние и Нижние Тубы, Шесси, Собор-скала – вот, что предстало нашим взорам.

Край плато – хребет Спящий черкес – порадовал нас отвесными скальными стенами.

Фотографирование – и мы идем ужинать.

За ужином мы поздравили Сергея с Днем рождения, даже написали ему стихи (уж какие получились, зато от души):
Рюкзак и камеру на озеро припер
Наш оператор-кинорежиссер.
Фильмы и фото от Карпенко
Заслуживают высшие оценки.
Он претерпел укусы ос,
И пребольнючие – прям в нос!
Но твердо камеру держал,
Когда последствия снимал!
Считай пацан: едва-едва
Ему минуло сорок два.
Мы с Днем рожденья поздравляем,
Книгу, тетрадь, и карту щас вручаем!
Чтение поздравления сопровождалось праздничным хором местных лягушек, который по окончании стихотворения неожиданно стих. Через какое-то время он возобновился снова, точнее плавно перешел в конкурс «кто быстрее квакнет».
Вечером над озером взошел таинственный диск луны, и поднялись ядовитые испарения. Шучу. Не ядовитые. Купание было решено перенести на завтра, так как во-первых, все устали, во-вторых, похолодало. Ну как похолодало: +15 градусов. Второй день похода тут.