prepod2000 (prepod2000) wrote,
prepod2000

Поход № 15 (12-16 июля 2012 г): Убинская-Пшада-Криница (день 1-2)

Фотографии в альбоме «Убинка - Пшада - Криница» на Яндекс.Фотках, трек - вот http://www.gpsies.com/map.do?fileId=qcotmiklyowaphpi. В ходе путешествия произведены следующие геокешинговые подвиги:
1. Найден Телепорт Бродяжника:
2. Перезаложен Пшадский водопад от Plaven, который не найден был никем с 2004 года
3. Создан Желто-Зеленые между Пшадских скал:
4. Уточнено местонахождение Сайгакова Хаба (Yurikk), который переведен в виртуалку (засыпан камнями)
5. Создан Группа целительных дольменов (по инициативе Pachita из Саратовской области):

Главная изюминка похода для нас - наше желание из записи "Хотим увидеть ночную зверушку" - исполнилось!

Примерный план нашего похода к морю.
День 1, воскресенье, 12 августа - старт из Убинки (общественный транспорт),
идем до памятника отряду Мститель, Пшадского приюта или до стоянки под Папаем 15 км
День 2, понедельник, 13 августа - идем через Оляпкин (Пшадский) водопад,
через 40 бродов (может и больше) Пшады, по дороге дольмены и водопады, останавливаемся
в 5-10 км от пос.Пшада, идти в этот день тоже примерно 15 км.
День 3, вторник, 14 августа - доходим до Пшады оставшиеся 5-10 км, общественным транспортом
едем до Криницы, где становимся с палатками в автокемпинге.
День 4, среда, 15 августа. Стоим на море, плаваем.
День 5, четверг, 16 августа. Уезжаем из Криницы в Пшаду, а из Пшады в Краснодар общественным транспортом.
Многие на форуме (спасибо за предупреждение!) писали, что мы идем чуть ли не в безводную пустыню, и что группа замучится на маршруте, а август - не время для походов в это место. Что ж, как говорили древние: Praemonitus praemunitus (лат.) - Кто предупрежден, тот вооружен. В итоге мы тщательно распланировали, сколько с собой нести воды, где ее брать на стоянках и все у нас получилось без малейших проблем с этой стороны.
Утром в воскресенье немногочисленный контингент желто-зеленых собрался на Южном автовокзале, дабы пройти запланированный маршрут "ст. Убинская - Пшадский приют - с. Пшада - с. Криница - Краснодар". Собственно, идти мы собирались только до Пшады, остальное - купание в море - бонус :-). Цена билета с учетом предварительной продажи 101,5 + 10 руб багаж.

В двух шагах от автовокзала народ отдыхал и ловил рыбу, нам же предстояло пройти как минимум 40 км по жаре и "безводной пустыне", как написали на форуме бывалые туристы. Однако, менять маршрут мы не стали, т.к. он  завис в наших планах по причине многодневности, и иначе, кроме как в отпуске, осуществить его не представлялось возможным.

Прежде, чем погрузиться в маршрутку, мы с удивлением узнали, что это последний рейс туда из Краснодара.

Теперь в Убинку можно будет уехать только транзитом - через Северскую.

Приехав в Северскую, мы как дальновидные туристы на всякий случай перефотографировали всё местное расписание, какое нашли.

Единственно, чего не поняли, почему некоторые рейсы подчеркнуты.

Марина и Оля проспали почти всю дорогу

и не увидели, как в станицах перевозят "людей":

В Убинскую мы приехали в 9:40 и при переходе через мост сразу принялись искать воду в Убине. Немного, но по нашим расчетам в верховьях должно быть получше.

Облегченно вздохнув, мы потопали вдоль продолжающего хорошеть креативного, в стиле "Биодома", жилья в сторону "Дубравы".

Это наш храбрый состав, не считая меня с фотоаппаратом.

В пути мы не устояли перед искушением пройти по другой, неизвестной, дороге (справа от сторожевой вышки и казака), благо переходить Убин можно было без проблем сколько угодно раз.

Действительно, так идти красивее.

Дубрава позади. Последний раз, когда мы здесь были весной, полноводный Убин не дал нам подойти к местному дольмену и взять тайник. Зато теперь можно было переправиться без проблем.

Осмотрев полуразрушенный дольмен (у него явно какие-то проблемы с дверями),

мы направились искать тайник бродяжника "Телепорт". Все получилось.

Симпатичная жирненькая убинская ящерица долго позировала единственному на этот раз в группе фотографу.

Долго не задерживаясь у тайника, мы по крутой тропинке спустились обратно к Убину.

Оля нашла интересное место для потенциального тайника, но задерживаться около дупла не стала: в нашей памяти еще свежи были воспоминания о злобных осах на плато Черногор.

Продвигаясь вдоль реки, мы подошли к берегу, где нашли маленького змееныша.

Несмотря на наши отклонения от "главной дороги", и неторопливое продвижение, мы несколько раз пересекались с еще более медленно идущими попутчиками, с четырьмя литрами пива и пакетом наперевес. Ничто не выдавало в них бывалых туристов, вдобавок они явно что-то искали.... Наконец, моё любопытство и желание помочь одержало верх, и через полтора километра после дольмена я подошел к ним "засвидетельствовать свое почтение" и выяснить, кто они такие и куда идут. Оказалось, что эта отважная троица из Москвы, и искали как раз тот самый дольмен, который остался в 20 минутах позади. Направлялись они в Геленджик, а может, и на Пшадские водопады заглянут. Обратную дорогу к дольмену я объяснил насколько мог подробно, мы пожелали новичкам счастливого пути, после чего их так больше и не увидели. Что тому причиной - пиво, кулек в руках или погрешность ориентирования, измеряемая километрами - мы так уже и не узнаем. Но навигатор Dakota Garmin и карты генштаба у них были, как минимум обратно в Убинскую народ выберется.

Подсохшая убинская дорога в этот день была на редкость многолюдна. Сначала у примечательного обрыва нас обогнали квадроциклисты, мы даже пообнимались от радости, что есть еще ненормальные на этой пустынной дороге,

потом у Мачмалова Ерика (вот вам и первая нормальная, чистая вода на маршруте!) группа велосипедистов также из 5 человек (включая парочку симпатичных велосипедисток). Последние, правда, как это обычно принято у женщин, регулярно спешивались и вели своего рогатого друга на поводу. Забегая вперед, где-то в районе Мстителя их терпению пришел конец и они отправились обратно в Убинскую, встретив нас повторно у домика охотников. За ними проехала колонна из 3 недоджипперов - жигули, нива и еще что-то. почему-то их интересовало, нет ли впереди гаишников. Мы обрадовали ребят хорошей новостью, что не видели никого.

Швеллерный мост огорчил нас признаками разрушения: деревянное крепление стены долго не простоит.

Несмотря на начинающееся "говнище", мимо нас резво промчались сначала один, затем второй мотоциклист. Второй спрашивал, не видели ли мы первого. В общем, мы уже были как походное справочное бюро.

Попадались путешественники и навстречу: сначала очередные грязные (в прямом смысле слова) квадроциклисты,

затем веселая компания босоногих отдыхающих

от пионеров до пенсионеров. Еще парочка квадроциклов, из которых один ремонтировал другой, завершили вереницу туристов этого дня.

Мы же уже стали подумывать о стоянке. Повернув к "Мстителю", мы столкнулись с грязной дорогой и полчищами  воинствующих комаров. Вода в почти пересохшем ручье была не намного лучше воды в Убине, и не было никакой гарантии, что через полтора километра, где была запланирована стоянка, условия будут лучше. Поэтому был выбран проверенный вариант - Енотовая стоянка на правом берегу Убина около впадающего ручья. Что так, что так - на завтра 8 км ходу до Пшадского приюта, просто в этот день надо было пройти лишних 4 км, зато завтра нас ожидала бы хорошая дорога вместо неизвестной тропы. Силы и желания было вдоволь, и мы спокойно дошли до знакомого места, по пути пройдя еще один ручей с хорошей водой. Разбив палатки, мы пошли разведывать нашу обеспеченность водными ресурсами в этом месте.

Убин в этом месте имеет каменистое дно, где вода отстаивается и медленно сочится. Вода отсюда и пошла на суп.

Пока он готовился, я прошел немного вниз по течению

и нашел-таки место, где пересыхающий ручей, приток Убина, выходит на поверхность. Вода, текущая из-под камней, бежит чистая. Там можно и умыться, и набрать котелок, в отличие от "основной водной артерии".

Сварив суп, мы поужинали, наградили Гришу значком "желто-зеленых", честно заслуженным им еще в 2010 году, сыграли в карты и, наконец, ближе к полуночи легли спать.

Кипятим воду на следующий день и ложимся спать. Но ненадолго.

Ночью Марина и Антон проснулись от незнакомого шелеста. Сделав логический вывод, что шуршать так может только зверь, они выглянули из палатки и увидели ... долгожданного (см. запись Хотим увидеть ночную зверушку) енота!

Оказалось, что "хозяин стоянки" выкрал из тамбура Гришиной палатки пакет и, невзирая на фонарики, направленные ему в морду, нашу болтовню и вспышки фотоаппарата, с удовольствием лакомился гречкой!

Вот и сбылась наша мечта увидеть живого енота! Еще два года назад на этом же месте он спер у нас ночью котелок с остатками борща, но мы его тогда так и не увидели.

Стрескав часть гречки, он вдруг потерял к ней интерес и ушел, и никакие ухищрения Антона с печенькой в попытке приманить енота обратно не увенчались успехом.

Приманить получилось только Марину, которая тоже любит такие печеньки.

Уже дома, прочитав статью в интернете, мы узнали, что живут эти звери по одному на участках с чистой водой радиусом 1,5 км, куда не пускают чужаков. Чаще всего селятся в дуплах на деревьях только в лиственных лесах, но могут забраться и в нору. Считаются хищниками (едят лягушек, ящериц, змей, насекомых), но и растительную пищу любят. 4 месяца в году впадают в оцепенение. Детеныши живут в дупле с матерью целый год. Размер енота со среднюю собаку, имеет острые зубы и крепкие когти, вес 5-9 кг, поэтому они такие нахальные: могут дать отпор волку и лисе. Пищу свою предпочитают помыть перед употреблением, отсюда и название - полоскун, это единственный вид в наших лесах, причем не родной: родина енота Северная Америка.
2-й день наступил уже быстро. Завтракаем кашей, собираемся, отвязываем дерево, послужившее нам основой для костровых крюков, запасаемся с объеме 1,5-2+ литров/человека водой (идти-то по "безводной пустыне"), тушим не-по пионерски,а оставшимся чаем костер

и второй ходовой день начался.

Нам повезло, на перекрестке был регулировщик. Путь прямо - на Папай, нам надо было повернуть налево и приступить к набору высоты. Зато мы сбоку увидим Папай!

Переходим Убин,

дорога была просто отличной, но ни стены "ущелья", ни растительность не давали возможности посмотреть "не преступную" (по выражению одного из столь же опытных, сколь и грамотных туристов) гору.

Небо показывало нам предпросмотр предстоящего моря... пробегали какие-то волны, одна картина сменяла другую.

Смотрим в сторону Папая - и видим бабочек. "Тоже неплохо", как сказал один зять, бросивший камнем в собаку и попавший в тещу. Но мы-то не такие :-)

А вот и Папай, пусть и не целиком.

Очередная развилка - нам вверх и вправо.

На знаменитой высоте 520 ни видимости, ни лужи не было, только ведро и мусор.

Оля даже устала ожидать окончания обследования нами высоты. Самая высокая точка маршрута пройдена, теперь на спуск.

Лужи порой попадались, но нам идти не мешали.

А вот кизил - серьезно задерживал, но обеспечивал витаминную подкормку. А вчера были яблоки и тот же кизил. От цинги в лесах нашего края не помрешь...

Невдалеке знакомые Тхабские шарики, можно было бы пройти через Монастыри к ним, но нам нужно на Пшаду.

Чуть больше пары километров после ночевки - и вот уже чистая вода в верховьях Красной речки и отличная двухуровневая стоянка

с многочисленными кострищами. Пообедав и предав чужой мусор огню, мы двинулись дальше.

При продвижении по сему "безводному" маршруту опасность промочить ноги была все больше, а кое-где приходилось из-за этого сходить с тропы.

Уходим от Красной речки вместе с дорогой. Изящным движением Олиных пальчиков намокшие и грязные штаны превращаются в шорты.

А вот и тот вид на Папай, который хотелось увидеть. Там хотелось бы побывать осенью.

Навстречу стал попадаться народ с кульками, пусть и не очень цивилизованного вида, но это признаки приближения к цивилизации.

Проезжающие начинающие джипперы сначала поинтересовались у наших отставших дам, одни ли они в этом лесу и знает ли кто-то об их местонахождениии здесь, а получив разочаровывающий ответ - бодро проехали мимо нас и тут же глубоко засели в лужу. Вообще есть ощущение, что мы тут явно виноваты - имея зрителей, народ поневоле начинает немного "понтоваться", теряет бдительность и встревает - в этом году это уже третий такой случай у нас на глазах. Может и совпадение, конечно. Но выхлопная труба едва не погружалась в воду, а "Казак" с места никак.

Спокойно обходим джип по обочине, как стоячий, за интерес к нашим дамам срываем ему номера, и уходим дальше :-)
На самом деле по просьбе ребят из авто мы помогли вытянуть заклинивший трос (видно, лебедкой давно не пользовались), из-под номера. После того, как номер оторвался - дело пошло легче и трос вышел. До Пшадского приюта было всего полчаса ходьбы, и мы со спокойной душой оставили поле сражения автолюбителей с природой. Но до самого приюта нас так никто и не догнал :-( Может быть, они поехали обратно, а может, застряли по пути еще в одной луже...

А их, этих луж, по пути хватало...

Смотрим на слоеные плиты обнажившегося дна Красной речки,

пьем вкуснейшую воду из родника на левой стороне дороги перед приютом

Воды в реке немного, но комаров за нами летят просто полчища. Оля уже пожалела о превращенни штанов в бриджи.

Красивый гриб оказался едва ли не единственным живым существом (кроме травы) на Пшадском приюте, часть первая, разрушенная.

Тут все было в запустении, примерно как на Партизанском приюте.

Стекол нет, но полы пока что не проваливаются.

А тут и двери куда-то подевались.

Полы понемногу обретают провалы и превращаются в унитазы.

Хотя и туалет на дворе М/Ж тут тоже имеется.

Остатки некогда здравствующего моста,

Вывеска турбазы Пшадские водопады и на заднем фоне памятная надпись на плите в честь инструктора базы, погибшей в районе Дубравы (в прошлых походах мы писали о памятном кресте, установленном на месте ее замерзания)

Эта тропа наверх - ей приходит народ, идущий через "Мститель".

Расценки божеские - 10 рублей с человека (хотя можно пройти подальше и встать совершенно бесплатно), и 100 рублей ночевка в домике.

Хозяева совершенно не агрессивные, с ними вполне можно пообщаться (кто-то в интернете писал об их якобы уголовном прошлом), точно можно сказать только, что в спиртном себе не отказывают, и уборкой территории палаточного лагеря для туристов себя не утруждают - то тут, то там на поляне валялись бумажки, вымазанные  "сами понимаете чем".

Красивый спуск под аккомпанемент собачьего лая,

вид с волейбольной площадки на приют и высоченные сосны,

и вот он - нечистый палаточный городок. Хотя, конечно, бумажки пособирать не так уж и долго.

Ниже - еще одна стоянка, наверное уже бесплатная. Но с учетом того, кто и что есть выше, и почти стоячей воды, а также во исполнение наших планов - идем дальше.

А вот и первый водопад. Увидеть воду был бы рад.

Но все же достаточно красивое место. Идем прямо по реке.

Наклоненные плиты собирают всю воду слева по ходу движения.

Еще водопад, еще отражения.

Вот и вовсе какая-то остроконечная вершина получается.

Мощное, коренастое дерево. Именно такие, надежные ... нравятся женщинам.

Мы над Оляпкиным водопадом (есть такая птичка - оляпка, аляповатость тут ни при чем.... это для некоторых грамотеев, называющих водопад Аляпкиным). С него стекала маленькая струйка.

Ящерица спряталась в дупло, но мы нападать и не собирались - нам надо было восстановить разоренный тайник под водопадом. Первый и единственный посетитель тайника уже написал перед походом, чтобы мы были готовы к этому, но все надо проверить самостоятельно.

Обходим водопад слева по тропе,

круто спускаемся к нему - и кому отдых, а кто геокешерит...

Вид на водопад снизу.

Антон сосредотачивается перед поиском тайника.

Поднимаюсь вверх в поисках контейнера. Ну нет, так нет, заложим заново. Закладку разместили чуть поближе, набили ништяками - и в путь.

Под ногами попадалось много интересных камней.

Продвижение по руслу быстрым не бывает, пришло время уйти вправо вверх на дорогу. Надеюсь, что застрявшие джипперы уже проехали, пока мы ковырялись под водопадом.

Подъем напоминал крутизну склонов Черногора, как шатающимися камнями, так и укусами ос (на этот раз досталось Оле и Марине).

Примерно 45 минут с учетом отдыха - и мы вновь на дороге.

Вышли с небольшим отклонением от трека, зато не прямо в лужу, как планировалось, а на сухое место.

Дерево-труба. В таком можно жить и даже требовать от всяких Александров Македонских, чтобы они не заслоняли солнце. Кстати, о солнышке. Оно уже собиралось вскоре садиться, нужно было приближаться к Пшаде и искать место ночевки.

Непонятные обозначения на камнях сопровождали нас весь маршрут.

Завершающая часть спуска. Подошвы уже горят, а еще идти и идти. Пшада очень грязная и замусоренная лесорубами.

Эту воду пить можно, но не хочется. Да и стоять особо негде. Топаем дальше.

Бодро не получается - все время обходим грязищу.

Марина чуть отдохнула на стульчике.

Мусор повсюду. Была мысль взять пару досочек на растопку.

В планах было брать воду не из Пшады, а из притока, ближайший подходящий Холодный был еще в 2,5 километрах пути. Уже в 19.45, не доходя метров 300 до левого притока, мы наткнулись на подходящий правый, а главное, на полностью оборудованную стоянку - и столы, и скамейки, и рогульки... Разбиваем лагерь. Мимо такого пройти нельзя.

Ужинаем, и комары, несмотря на сырые дрова и обилие дыма, насильно загоняют нас спать.
Второй день похода окончен, остальные три - в следующей записи ЖЖ.