prepod2000 (prepod2000) wrote,
prepod2000

Поход №21 (29-30 сентября 2012г) В зубах Большого Псеушхо

До аула Большое Псеушхо мы добирались микроавтобусом. В планах было подняться до вершины одноименной горы (1100 м), затем пройти по гребневой тропе до источников воды на склоне горы Пеус, где и заночевать. Во второй день - Гора Пеус, Каштановая и выход в Кирпичное, чтобы вернуться без пробок электричкой. Ссылки по маршруту и его красотам: http://kubanphoto.ru/photo/26417 http://zenya.info/caucasus/2005-09-pseushho/ http://kurortkuban.ru/rus/pleasures_resort/tuapsinskiy/tourist_route/bol_pseushko.html http://budetinteresno.info/geo/toponim_id.php?id=2019 http://cet-club.narod.ru/otchet44.html Фотографии в альбоме «Большое Псеушхо 2012» на Яндекс.Фотках. Вид на Большое Псеушхо из окна микроавтобуса. Начался поход с убеждения одного туриста-новичка, что мы собрались так рано специально для того, чтобы у него было время по дороге закупиться колбасой. Следующая серия приключений коснулась уже самых опытных. "Что-то с памятью моей стало" - один участник забыл палатку, второй коврик, третий - тарелку, четвертая - ложку, да и мои собственные и Олины трекинговые палки уехали обратно в Краснодар вместе с маршруткой... (забегая вперед, нехватка забытого оборудования была не критичной, всем всего хватило с избытком). Вид Большого Псеушхо отодвинул на второй план все мысли. Кроме одной. А именно, как правильно ставить ударение. Местные подсказали - ПсеушхО! Загружаем туристов общественным оборудованием и традиционно перекрываем дорогу злым духам. Для некоторых самое трудное - начало незнакомого маршрута, пока проберешься между домами и лающими собаками и выйдешь на НАСТОЯЩИЙ ПУТЬ. А вот и он. Скорость снижается. По воде идти мы не планировали, но перейти можно, не замочив ног. А можно и замочив, как этот охотник в кедах с настоящим ружьем и допотопным рюкзаком, полным охотничьих трофеев. Дорога идет вдоль реки Большое Псеушхо, а нам направо, на ручей Пчияк. Пришла пора сделать остановку и познакомиться, не знающих друг друга участников было около половины. Проблема забытых трекинговых палок была решена быстро, причем за счет веток поваленных деревьев. Заодно и удалось оправдаться перед женщинами - зачем мы берем ножи (читай - лишний вес) в поход (в терминологии Оли - "инкрустированные кинжалы"). И мы понемногу начали набирать высоту и забираться на хребет Мокухоцук, т.к. идти вдоль ручья и мочить ноги не хотелось. Тем не менее роса (откуда она взялась в 11 утра) или остаточные явления от дождя активно проверяли на влагоустойчивость нашу обувь. Поляна (N44 04.307 E39 19.760), с которой вновь открылся вид на Большое Псеушхо. Мы думали, что последний раз, но нет, гора время от времени показывалась - "всё манила и манила", становясь все ближе. По мере продвижения группы и приближения крутых склонов Горы становилось понятно, что по времени мы не укладываемся и план похода придется пересматривать. Вместо того, чтобы выйти на хребет и повернуть направо  - идем вдоль конструктора из железяк по лесной дороге... которая через 50 метров закончилась. Пришлось снова выбираться на хребет, но уже через кущери. Время завтрака, а значит и поздравления Светы Елизаровой Смирновой с бракосочетанием, как и ее супруга Виктора, а Кати - с 50-м походом. Наевшись пирожных, мы двинулись дальше. На хребте были сплошные колючки. Уходим вниз, к ручью. По пути вниз натыкаемся на нормальную дорогу, идущую в нужном направлении. Идти приходилось в основном в тени, но попадались и освещенные места. Симпатичная полянка (N44 04.225 E39 18.456), жаль - безводная стоянка! Но просто посидеть передохнуть-то можно. Этот поход оказался богат на "открытия". Не перевелись еще богатыри на земле русской, которые не боятся стартовать в поход в новеньких не опробованных берцах. К счастью, "старики" на такой случай постоянно таскают с собой в аптечке лейкопластырь. Долго "лечиться" не пришлось - комары торопили. Замыкающие тщательно приглядывают за остальными 15-ю туристами. По итогам путешествия пришлось внести дополнения и изменения в Правила участия в наших походах (см. тут), которые по объему скоро станут напоминать "Войну и мир" Толстого. Перед началом подъема на гору Большое Псеушхо дорога проходит через Урочище Сизон. Кстати, тут рядом неплохой родник. Может, дальше и не ходить? Гору-то и отсюда видно неплохо: Трактор лесогубов, увы, в рабочем состоянии. Процесс убийства "легких планеты" не останавливается даже на выходные. Вот наглядное доказательство этому. Домик врагов планеты уже сгорел, но стол и скамейка на месте, и родник (N44 04.691 E39 17.460) функционирует. Тропу отсюда на подъем мы не нашли (правда, особо и не старались), решили воспользоваться дорогой. И не пожалели, т.к. увидели с дороги над обрывом (N44 04.799 E39 17.628) потрясающие виды в сторону г.Семиглавой: Скалистая гора вдалеке наводит на мысль - надо бы как-то и на Фишт сходить. Прямо отсюда начинаем подниматься: Осыпаться тут еще есть чему, пласты земли опасно нависают, удерживаемые лишь корнями. Антон стоит еще на безопасном месте, показывая туристам - сюда нельзя! Лишний шаг-другой - уйдет почва под ногой... Обходим обрыв чуть левее, достаточно круто, но есть за что ухватиться. И вот тут-то выяснилось 2 вещи: первое, что поход оказался несколько сложнее, чем я ожидал, исходя из карты и описаний, и второе - почти половина группы (на этот раз из 17 человек было 7 новичков) не очень готова физически и психологически к такому походу. Удивляли реплики типа: "это тяжелее, чем пробежаться в дендрарии", "знала бы, что так будет - не пошла бы". То есть, люди не познакомились с разосланными на электронную почту ссылками на описания походов, в итоге не отдавали себе отчет, что поход выходного дня - это спортивное мероприятие, которое несравнимо с пикником, а больше похоже на поход на рынок за 10-20 кг картошки, но до возвращения домой ходить с нею пришлось бы вокруг рынка весь день покупки, и еще следующий, причем не только по горизонтали, а еще и с набором высоты :-). В отчаянии кое-кто стал  припоминать все перенесенные болезни и травмы за последние 20 лет, задавать лукавые вопросы "кто умеет вправлять позвонки?", "надо ли нам вообще идти на эту гору?", "не понесет ли кто-либо другой лишние вещи (типа четырех пар штанов), а то рюкзак тяжеловат", и "зачем вообще нам раздали общественный груз" :-). Пришлось прибегнуть к проверенному рецепту: снижаем скорость, учащаем остановки для отдыха, разгружаем "перегруженных". Хотя сценарий, когда хрупкие 45-50 кг женщины разгружают молодого 80-килограммового мужика, выглядит как-то не очень героически...(в смысле - для мужчины). Поверьте, наша "настоятельная рекомендация" к весу рюкзака=15% от массы тела туриста взялась не просто так, а с целью избежать именно таких ситуаций. Долой лишний вес рюкзака! Уклон был настолько крут, что приходилось опираться не только на ноги, но и на руки. Даже найти горизонтальное место для отдыха было весьма непросто. А вот для руководства процессом - легко ;-)
По указанным выше причинам шли по такому склону 15-20 минут вместо 3-5. Следующий этап "полосы препятствий" - небольшая скальная гряда. Вполне проходибельная, хоть высота камней сравнима с высотой большой табуретки, плюс приходилось соблюдать определенную дистанцию, иначе нижестоящий рисковал получить "живым камнем" аккурат по темечку. Мужчин, способных ускорить продвижение группы, было целых четыре, и в целом мы еще быстро справились для такого состава - за 45 минут, при том, что один человек проходит эту скалу за 3 минуты, но сделать пришлось несколько рейсов, то за рюкзаком, то за человеком. Не обошлось без одного падения, но, к счастью, всё же обошлось - туристка отделалась ушибом, синяками и ссадинами. Отдыхаем в лесу после преодоления скал и выходим на свободное пространство. Кажется, что гора уже рукой подать, но подъем становится все круче. Взгляд в сторону моря - вооруженный и невооруженный. Травянистый подъем остался позади. Борщевики высохли и уже неопасны. Опасный скальный участок придется обходить справа, ближе к лесу. Слабое дыхание осени чувствуется по некоторым листьям. Горный житель - крокус. Не рвите цветы, не рвите!
Пусть будет нарядной земля!
А вместо цветов дарите -
Васильковые, незабудковые и ромашковые поля!
(Ю. Антонов)
Я так и делаю в каждом походе, т.к. беру с собой в него любимых женщин.
А вы - все еще покупаете трупы свежеубитых цветов для своей девушки? ;-) Крутой и неспешный подъем по едущей под ногами земляной тропе привел нас к месту, где все же пришлось нырнуть в лес. Проходить мимо скал напрямик, обходя их слева было немного страшновато, хотя на самом деле вполне реально. Но подальше от обрыва пойдешь - поскорее на вершину придешь. Мы посидели, поразмыслили, разведали дорогу и выбрали самый комфортный проход через скальную стенку, обойдя при этом отдельно стоящий "зуб мудрости" Большого Псеушхо. Продравшись через заросли, мы, наконец, вышли из леса. Неподалеку от вершины находилось кострище для экстремальных любителей встречать рассветы и закаты на вершине без воды. Солнце шло на запад, напоминая вспышку ядерного взрыва. По этому отрогу вниз шла хорошо натоптанная тропа, не обозначенная ни на OSM, ни на карте Дмитрия (headnig.narod.ru). В другой раз воспользуемся ею. Она же, вид сбоку. Оставляем зубы Большого Псеушхо позади и бредем к вершине. Всем команда отдыхать и питаться, а нам время прятать тайник В зубах Большого Псеушхо. Между камней - маскировки и защиты тайника не пройдет и лезвие ножа. Хорошо потрудились настоящие геокешеры. На десятилетия. Именно столько пройдет времени, пока сюда доберутся туристы, способные подняться на 1100 метров, ориентироваться по навигатору, и интересующиеся геокешингом. А наш тайник симпатичный! Любуемся закатом, полной луной - можно и так, смотрим на сухогрузы, делаем парные и групповые фотосессии на память (N44 05.061 E39 17.071) - и одеваем налобные фонарики - нам идти еще 3 км по хребтовой тропе до воды ... Хотя солнышка уже нет, но пока что светло. Приближаемся ко второму горбу Большого Псеушхо, забираемся на него, и встречаем еще один разрушенный триангулятор (N44 05.158 E39 17.011). А вот дальше вместо ожидаемой тропы обнаруживается, что надо будет пробираться между скал (а то и по ним), подобных той, у которой отдыхает Оля (в этом походе у нас Оль было целых три!). Прохожу немного вперед на разведку - дальше по темноте безопасно пройти будет невозможно. Значит, один из следующих походов - от Кирпичного - сюда по хребту. А сейчас, пока окончательно не стемнело, разворачиваемся и благополучно возвращаемся к первой вершине с триангуляционным пунктом, где и пришлось разбить лагерь вдоль тропы. На следующий день можно было бы спуститься в Наджиго и добраться до Макопсе (ж/д станция Дружба), выйдя в знакомые с детства места на электричку. Но времени на форсированный маршрут оставалось крайне мало, и чтобы не бежать, решено было возвращаться тем же самым путем. Теле-2 позволил нам договориться о транспорте на завтра, чтобы вернутьсяс запасом времени, вызвали водителя на 18.00. Преимущество большой группы и Олиного обаяния - дорога обратно обошлась всего 300 рублей с человека. Хотя конечно, может быть, мы бы спокойно на следующий  день добрались до электрички и своим ходом. А может быть, и нет. Но в любом случае это было бы уже не так интересно - нам удалось не только проводить закат, но и  встретить рассвет на вершине. Все, что ни делается - к лучшему. Луна обеспечивала приемлемое ночное уличное троповое освещение.

Может тут и ночевал народ в палатках, но не в количестве 17 человек - точно. Есть рекорд! :-) Впервые в двухдневном походе мы остались без горячего ужина, но вода, предусмотрительно набранная в роднике урочища Сизон (уроки Семиглавой были не забыты), еще была в достаточном количестве. Легкий перекус - и спать. Завтра надо встать до рассвета и выйти в 8.00. Рассветает. Солнышко поднимается все выше, заливая светом туман внизу в долинах, становится еще светлее... и наконец, совсем рассвело. Завтракаем, и можно стартовать? Нет, надо еще восстановить триангулятор. До нашего прихода он выглядел так: Групповыми усилиями мы решили его починить, с помощью грубой силы и камня (Антон), мозгов и палочек (я), и изоленты (Станислав), а также психологической поддержки (Оля) и мастерства фоторепортера (Настя). Так или иначе, триангулятор предстал в лучшем виде, нежели был, и ничто, кроме страха перед спуском, не задерживало нас на вершине. Перестраиваем группу, чередуя мужчин и женщин, ставя самых сильных и решительных перед самыми слабыми и сомневающимися, и дело пошло намного живее. Станислав, как очередной замыкающий, последним покинул гору... Вот она - Псеушхо крутизна! Спуск через скалы также прошел без происшествий, гораздо быстрее и с лучшим настроением. Странно, мы точно шли тут, но на подъеме было не до этого кадра... Еще один крутой спуск парами, И вот уже видна наша дорога. Чуть не наступив на отлично замаскировавшуюся лягушку, выходим к роднику, и месту готовки борща, не зря же мы тащили томат и все остальное. Оля усомнилась в прочности конструкции - проверяем ее на 80 кг нагрузки. Значит котелки 9 и 13 литров тоже выдержит! Не прошло и часа, как борщ был готов. Чай поспел еще раньше. Стол конечно, был маловат, но все равно то один, то другой турист отходил за добавкой. Ротация мест за столом в действии. И вот котелок опустел. Беспощадно боремся с мусором (интересный вопрос задал кто-то из новичков, зачем мы сжигаем этот мусор, ведь это же не наш?). Человек, задающий такие же вопросы - тоже, наверное, не наш.... Обратно возвращались сначала по знакомой дороге, но потом, с учетом большого запаса времени, решили спуститься с хребта и пройти вдоль ручья. Папа решил - папа сделал. Здесь уже были видны следы цивилизации, мне даже удалось найти средство передвижения. К сожалению, все в него не поместились бы, и мы пошли дальше пешком. Последняя передышка перед выходом к цивилизации. Место впадения Пчияка в Большое Псеушхо. С более чем часовым запасом мы вышли к месту встречи. Было время обследовать окрестности, чем мы и занялись. Магазин, в котором мы отоваривались год назад в начале похода на Семиглавую - сгорел. Мечеть, находящаяся напротив него, не пострадала. А вот этот дольмен (N44 04.659 E39 20.574) государство охраняло плохо - осталась только одна стенка с ложным порталом. Новый магазин находится по пути к мечети, по правую сторону от дороги, в здании школы. А вот и сама школа. Вид внутри. Студенты, ау! Какой корпус и какую аудиторию это вам напоминает? :-))))) Обратно пришлось добираться другим водителем (вызванным нами из-за форс-мажора), но ни получасовое опоздание из-за езды по "серпантинам", ни его неумение водить без постоянных резких торможений, ни курение (мерзкая вонь заставила нас все попросить не курить, но он не снизошел к нашей просьбе, но зато окончательно расстроился и начал грубить),, ни стояние в пробках и отказ развезти нас по обычно принятому маршруту ("только если дадите домашние адреса и ключи от сейфов") - не испортили впечатления от отличного похода. Ну, прошли мы немного больше пешком по ночному городу, так ничего страшного! Это же был День города! Всего в этом походе пройдено 17,5 км, с набором высоты от 244 до 1100 метров и спуском обратно. 308 человеко-походов в этом году (1075 всего), 42 (149) дня, 443 (1903) км, и 95(182) уникальных туриста - вот основные итоги на конец сентября. Трек похода - приведен тут, по ссылке. До новых встреч в октябре!