prepod2000 (prepod2000) wrote,
prepod2000

Поход №4/94 (03.02.2013). Водопады реки Хадажки

По плану у нас на этот раз были водопады реки Хадажки, идти 13 км, набор высоты 220 метров. Обязательны сапоги или заброды, будут грязь и броды.
Описания маршрута, на которые мы ориентировались:
- От snowpard http://snowpard.ru/index.php?showtopic=204
- На сайте Хадыженска http://hadizhensk.narod.ru/travel/vodopad.html
- Фотоальбом sticker
Интерес походу для нас помимо всего прочего придавало то, что этот маршрут рассматривался как разведочный для двухдневного похода от Хадыженского ручья через Черное озеро, и заключительная часть похода как раз вдоль реки Хадажка (но в обратном направлении). Любим мы выходить к маршрутке по уже известной дороге, есть такая слабость! ;-)
По сравнению с прошломесячным "лосиным" 19 км походом на этот раз все обещало быть куда более легким, и группа была собрана с большей долей молодежи, сдавшей сессию. Отпустили не всех, услышав про броды, некоторые родители встали "на дыбы" - с понедельника занятия, а ты простудишься! (ну конечно, +13 градусов - это же такая холодрыга! Это в мини-юбках при -5 рассекать по Красной нормально, а за городом им понимаешь, холодно) Но и собравшихся хватило с избытком: 10 мужчин и 9 женщин стартовали в 7 утра из Краснодара. Но не тут-то было. Предоставляю слово дочке, экспроприировавшей на время похода мой фотоаппарат и супруге, просмотревшей около 14 Гб фотографий еще 4 участников похода и до 2.30 ночи составлявшей отчет.

На редкость дружно погрузились в маршрутку - никто не опоздал. Уже на выезде из города обнаружили, что загодя приготовленные 2 комплекта ОЗК остались дома в коридоре. Стало ясно:  не вернемся за ними - будут глубокие броды, что нас сильно затормозит, а вернемся - могут и не понадобиться. После недолгих совещаний решили разворачиваться. Потеряли в итоге около часа, зато
хорошо выспались. Сонное царство в маршрутке.

Приехали в пункт старта пешей части маршрута - хутор Травалёв, и вместо ожидаемых +15 леденящий душу холод. Лед на лужах и иней на траве -

всё говорило о "минус двух" - максимум.

На хуторе нас встретили труженики сельского хозяйства -

коровы с телятами.

Весело оглядев подмерзшую дорогу, народ активно стал переобуваться в резиновые сапоги. Только один турист не захотел менять удобные кроссовки на тяжелую резину. Но об этом позже.

Увидев первый брод, мы поняли, что за ОЗК можно было и не возвращаться.

На пригорке на бережку какой-то заботливый туземец оставил свои резиновые сапоги. Наверное, для общественных нужд :-).

Наша туристка, решившая поставить эксперимент "можно ли пройти до хадажкинского водопада в кроссовках", с комфортом забралась на спину папе, протаскавшего зачем-то её сапоги в своём рюкзаке весь поход (Как это зачем? Чтобы обратно в маршрутке в чистых сапогах ехать!).

Заблудиться было трудно: дорога была промаркирована.

А вот сапоги оказались не лишними: три брода туда, три - обратно, плюс дорожная грязь, уступавшая, наверное, только Папаю.

Постепенный подъем в гору позволил нам развить приличную скорость, наверстав упущенное время.

Выход на первую поляну встретил нас большими бочками для производства шашлычных углей. Правда, самих бизнесменов мы не встретили.

Недалеко на пригорке нас привлек солнечный сухой лес, где мы остановились перекусить.

Разглядывая небо над головой, мы гадали, почему у синоптиков оно именовалось "90 % облачность". Правда, в остальном прогноз стал сбываться: температура стала повышаться, а мы - раздеваться (команда 5 свистков).

Дорога местами была очень даже ничего.

Но и луж хватало. В одной из таких грелся тритон.

Красавчик!

Надежное крепление забродов к ремню позволяло не выскочить из них при движении по вязкой грязи.

По пути мы почти не останавливаясь прошли мимо симпатичного обрыва, отчасти экономя время, отчасти из-за яркого солнца, светившего в лицо и засвечивающего фотографии. Оставим ему время на обратном пути.

Еще один брод, где даже сохранились остатки моста. Но народ в половодье пользуется этими двумя брёвнами и натянутым тросом.

Когда-то в этом месте кусок горы съехал в реку.

И вот, наконец, единственный уцелевший мост на всём пути.

Крепкая стальная конструкция и укрепленные берега еще долго будут радовать туристов-пешеходов.

Спускаемся по крутой тропке к реке.

Последний брод.

Поляна удобнейших бревнишек для отдыха.

Есть даже такие - для туристов-Диогенов!

Отсюда тропа начала резко набирать высоту (по сравнению с предыдущим). Мы неожиданно вступили в ...

царство вечнозеленого леса, где тропическая растительность соседствовала с высокогорной (пихты и падуб).

Появился мох (водопад близко),

а местами и снег.

Красные ягоды на снегу: оказалось, они растут прямо из листьев!

А вот, наконец, и цель нашего путешествия!

Народ побежал фотографироваться.

В натуре водопад посимпатичней, грандиозней, что ли. Жаль, не удалось передать это фотоаппаратами.

За стеной водопада.

А это - над ним.

Маленький человечек внизу - это Кирилл!

Ему тоже удалось нас снять :-).

А Сергею удалось нас "прозумить", хоть находился он намного дальше!

Посетив камень над обрывом водопада,

мы обратили свой взор в противоположную сторону. Дальше русло выполаживалось,

но за поворотом оказался симпатичный водоскат. Дальше изучать местность времени не было - еще нужно искать место для тайника Водопады реки Хадажки .

Боковой ракурс.

Недалеко от водопада есть мини-стоянка, скорее даже, кострище для шашлыков, что подтвердил и забытый кем-то одинокий шампур. Обедаем и собираемся в обратный путь.

Заключительное общее фото на фоне достопримечательности.

На обратной дороге мы спустились с пропущенного обрыва  в русло Хадажки.

В этом месте характер русла поменялся на "цельнокаменный", украсившись редкими большими валунами.

Конечно, "цельнокаменным" его можно назвать с большой натяжкой: слоистые сыпучие породы...

Юля и Никита намекают, что пора бы уже и поторопиться :-).

Обратный путь обошелся почти без приключений. Правда, один наглый сапог утонул в грязи и не хотел оттуда вылезать. Бедняга Дима чуть не ушел в одном сапоге и носке. Хорошо, вовремя заметил и переоделся :-). Я про себя порадовался, что заранее пристегнул свои заброды к ремню - мало ли
что... Сапоги, конечно не пристегнёшь, но хорошая мысль - получить на день рождения подтяжки ;-)

Еще немного - и мы минута в минуту выходим к своей маршрутке!

А это наш героический герой, прошедший весь путь (кроме бродов) в кроссовках,

вот что с ними стало. После этого упрямый ребенок поступил совсем уж нетривиально: он невозмутимо преоделся в чистые штаны и резиновые сапоги и с чувством гордости за пройденный поход (а попрыгать ему пришлось немало, обходя лесом лужи) забрался в маршрутку, где и заснул.

Р.S. Грязные кроссовки мы получили у водителя только на следующий день, т.к. утомленное чадо забыло их в маршрутке :-).
В заключение хочу представить вашему вниманию подборку фотографий местной флоры, повстречавшейся нам в этот день - 3 февраля!
Цветущий орешник

Цикламены

Мать-и-мачеха

Примулы

Галантусы

Кириллусы ;-)

Листики! 3-го февраля!

Ну, и, конечно, разный сушняк-камышняк

и грибы!

Всего пройдено 14,4 км. Трек похода представлен тут: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ogapkvteqsyqqxjp