prepod2000 (prepod2000) wrote,
prepod2000

Поход №11 (17-18 июля 2010 г) 1744км-Индюшка-Круглая-Семашхо-2 Брата-Анастасиевка

В компании из 9 человек от 10 до 70 лет за 2 дня мы:
- прошли 30,2 км от 1744 км до Анастасиевки, в т.ч. последние 6 км и тяжелый спуск под дождем;
- создали тайник "Яйцо Индюшки" - http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=8094 ;
- нашли тайник Стойкости Комсомольской - http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7538 ;
- трек похода тут: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=pkgemqzadljwarnk

В этот раз с нами было несколько новичков - 70-летняя Татьяна Андреевна, с которой мы только неделя, как познакомились в маршрутке во время прошлого похода на Папай, опытный велосипедист-геокешер DMaster с молодым мастером катания на роликах и великах Игорем, подруга Марины - танцор Маргарита. Мы тут, понимаешь, весь год регулярно ходим и тренируемся, а они пошли первый раз и никто не "сдох", все сдали экзамен на "отлично"!
Татьяна Андреевна отличилась с самого начала, уже в 07.30 она была на месте, заняв для нужд нашей компании 12 мест (хотя нам достаточно было девяти). С трудом удалось ее убедить освободить часть сидений для других пассажиров (электричка была переполнена, многие стояли). На часть пути к нам на время присоединился десятый - Паша (в желтой майке лидера), который имел при себе легкий рюкзачок на 2-3 кг с минимумом еды и вещей с целью сбегать туда-сюда. Отчет Паши о его "легком походе" можно прочитать на форуме Велокубани. Электричка в Горячий ключ прибыла позже, чем обычно, и после пересадки тоже отправилась минут на 20 с опозданием.

1744 километр нас удивил тем, что первые два вагона остановились не напротив отреставрированной и огражденной (см. фото) платформы, а впереди, женщинам и детям для того, чтобы выйти, пришлось преодолевать трудности с самого начала:-(

Только мы поправили амуницию, как выяснилось, что нас еще на одного человека больше, от станции к нам пристроился еще один попутчик - художник Гриша, который любит гулять в этих местах, живет в Сочи, Чинарах, планирует забраться на Букепку, но до Индюшки не доходил.. Мы, как бывшие там уже два раза, взялись проводить его до этого интересного места. Проходим по разобранным железнодорожным путям, рассказываем всем, как первый раз ломились тут через техническую тропу и по ежевике. А пока в лидерах 10-летняя Юля и 70-летняя Татьяна Андреевна. Обнадеживало то, что по этому маршруту ходили даже трехлетние дети.

Мы вышли на мост, с которого хорошо просматривается скальный массив Индюк, оказывается, это бывший подводный вулкан. Про него можно подробнее почитать у Грея и на сайте скалолазов. После традиционной фотосессии на мосту (внимание, тут ходят поезда!), мы перешли к подъему. Когда идешь не первый раз по маршруту, он почему-то кажется намного легче. Юля и Татьяна (будем сокращать отчества) на первом привале.

Антон подкормил всех курагой (у него было много пакетиков с подобным перекусом, сразу видно опытного велосипедиста, еда весит немного, а зарядку организму обеспечивает замечательную),  а Юля облегчала перегруженную маму, понемногу отпивая их ее гидратора.

Первая вода на маршруте, под Дубовой поляной. Как вариант можно останавливаться тут, если стартовать вечерней электричкой. Мы пополнили запасы воды, и полчасика отдохнули, несколько групп проследовали мимо нас, направляясь также в Анастасиевку. Потом - опять крутой подъем мимо линий электропередач к водозабору.

На водозаборе был осмотрен колодец, все увеличивающийся пролом в стене и закрытая дверца Папы Карло (Антон и покричал, и постучал, но никто не откликнулся).

Тем временем мы наладили рюкзак Татьяне, а с помощью кукри - оружия гуркхов - Антон придавал посохам тех, кто заранее не озаботился приобретением трекинговых палок, нужный размер и форму. К слову, очень помог этот ножик и при заготовке дров, универсальная вещь, топорик на мой взгляд, в данном случае проигрывает. Благодаря поддержке посохов самое красивое место первого дня похода - осыпь под Индюшкой предстала перед нами быстрее. Великолепная заставка для рабочего стола!

Татьяна назначила себя дежурной по рюкзакам,  а вот Маргарита занялась фотоисследованиями мхов и лишайников....

Медитация Игоря на фоне Индюка. Справа на фото - фотограф, художник и турист Гриша, который сделал заявку сходить с нами в один из следующих походов, контактной информацией мы обменялись. Похоже, что на улице (в электричке, в походе) найти желающих присоединиться к нам проще, чем среди многочисленных студентов, которые и не работают, и не учатся, но в походы все равно не ходят, потому что у них каждый раз то день рождения, то свадьба, то еще какие-то мероприятия :-)

Родниковая поляна, на которой мы подождали отстающих, но надолго задерживаться не стали - никто еще по-настоящему не устал. А кто знает, что это за цветок? Информацию - в студию! Нам в походах явно не хватает биолога! Потому что вопросы Оли "что это такое" ставят нас всех в тупик....

На пути к вершине (вверху, на самой крутой части подъема по переплетенным корням) мы с Игорем (по моему настоянию) помогли Татьяне и Оле с рюкзаками. Катя свой рюкзак так и не отдала. Немного отдохнув - первоочередное дело - пополнить запасы воды. Родник шуровал вовсю! Хотели тайник заложить прямо под Индюшкой ("Яйцо Индюшки", как-никак), но больно уж людно здесь было.

Поэтому пока все отдыхали и исследовали окрестности, мы с Антоном пошли в намеченной мной место закладки тайника поближе к Индюку.

Первый же валун удовлетворял всем нашим эстетическим и геокешерским потребностям, тем более что в наличии в 4-5 м от тропы была замечательная природная трехугольная сейфовая ячейка, оставалось ее только заполнить и чуток прикрыть. Это получился богатейший по содержанию тайник,в который мы положили яйцо - игрушку, яйцерезку, банка растворимого кофе, кубик Рубика, 2 дудочки, плетенка - брелок для ножа (сам бы сходил следующий раз забрать!), диск Ubuntu Linux 9.04.....

Тайник положили между двумя причудливыми деревьями, одно изогнуто, второе вросло в камень. Пока все фоткал, умудрился навернуться с включенным фотоаппаратом, но к счастью, кроме моего самолюбия, мягкого места и навигатора, который слегка поцарапался, ничто не пострадало. Название, данное Олей - Яйцо Индюшки - подошло и по размещению, и по содержанию.

Без меня наверх Индюшки, там где в прошлом году были крест и ладони, Оля никого не пустила. Те, кто еще тут не был, сходили со мной вместе. Пещера, к сожалению малопригодная для жилья. Во-первых тесно - однокомнатная, во вторых - в дождь протекает. Игорь на подъеме обнаружил белые гвоздики.

Вот они, руки, звездочка символизирует город Туапсе, который наши воины прикрыли своими руками. Мы тоже оставили там свои монетки. В прошлом году сюда мы поднялись в полутьме, поздно вечером (тогда в программе был еще и Индюк, и мы спешили) а  сейчас смотрелось все совсем по другому и не так страшно.

Остатки креста, который кто-то спилил (в прошлом году он еще был тут.... обсуждение проблемы крестов на вершинах приведено тут: http://www.ruturizmo.net/171.html . Так что это сделал не Антон! Он всем своим видом показывает, что пилы у него в руках нет!

Девочки на фоне Индюка, фотографироваться отчаянно мешают ветер и солнце! Антон и Игорь на самой вершине!

Мы уже серьезно устали отдыхать, силы и время еще были, поэтому решили перевыполнить план (который предусматривал остановиться на ночевку вверху), и пошли по направлению к Семашхо. Дорога была широкой и легкой, с небольшими спусками и наборами высоты, еще один крест (мы уже каждый встретившийся потом крест сравнивали, не тот ли это, который сняли с Индюшки). Это вроде бы не он, тот был квадратным по сечению, а тот круглым. Не доходя 300 метров до места стоянки, мы положили рюкзаки, включили рации и пошли на разведку. Сначала - еще один святой источник. Мы уже были на безобразно выглядевшем Святом источнике по дороге на Красный перевал, и вот тебе на - этот, оказывается, тоже святой! В отличие от того, воду этого стоит кипятить в обязательном порядке,но зато тут всего одна икона, и нет такого количества выцветших и размокших под дождем икон, выглядел он куда привлекательнее своего предшественника.

Но стоять тут, как и в том месте, где мы остановились, не очень хотелось, там много комаров и неровное место для палаток, а тут место всего для 1-2 палаток, а у нас их четыре. Оля повела всех на Круглую гору. Виды, открывающиеся с нее, в том числе и на Семашхо, куда нам завтра предстояло придти, нас поразили. Но самое удобное место для установки палаток было занято памятником, а еще в одном свободном месте - опять стоял крест (такой же памятник, но от казаков). Вообще стоило бы  придерживаться принципа геокешинга - если для этого места уже есть тайник - не фиг делать второй. А так сначала есть ощущение, что ты находишься на кладбище.

Короткий совет по поводу выбора места стоянки, наконец, с демократией было покончено и я дал команду идти всем на Круглую, тащить с собой дрова. Как позже выяснилось, дрова можно было найти и поближе, но главное, что было, с чего стартовать. Жуткий ветер мешал разводить огонь, и потребовал одеть куртки. За заботами мы не заметили бы, как наступил закат, если бы не Татьяна Андреевна, которая замечала все и успевала везде. Игорь с девочками сгонял за водой, Антон повесил костровые крюки, Катя и Оля приготовили замечательный борщ! В кои-то веки енотам доедать было нечего, мы справились сами!

Очень кстати оказалась яма, в которой уже неоднократно разводился костер. С учетом сильного ветра на вершине это было лучшим  решением, жаль только, что посидеть вокруг костра в этом случае получалось не у всех, в яму добровольно полез я, в целом было тепло и приятно, если не считать, что весь перемазался сажей и плеснул (уже на следующий день) кипятку себе на руку (ожог 2й степени, как потом определила Оля, уже почти прошел). Татьяна Андреевна устроила вечер песен прошлых лет (уже дома я узнал, что она контрабандой пронесла чуток спиртного). Я-то запретил всем, кто спрашивал про градусы, но на нее бы никто не подумал, а сама она не спрашивала! Для опытного рыбака это неотъемлемый атрибут похода. Стала понятной причина хорошего настроения компании:-) Хотя уговорить ей удалось, по-моему, только Антона, остальные чокались чаем. Навигатор услужливо снабдил нас информацией, что восход солнца будет в 05.53, мы накипятили воды, настроили будильники, Антон в третий раз поправил сдуваемую ветром палатку и легли спать. Разговоры слышались еще до часу ночи.

К сожалению, информация о рассвете дошла не до всех, и девочки начали процесс побудки с 05.10. Больше всего не повезло Игорю - его разбудили первым. А нечего было обещать будить их холодной водой!

Рассвет приходит и уходит, а кушать хочется всегда, Татьяна Андреевна уже организовала костер, и я приступил к готовке.
- Вы любите Кафку?
- Да.
- Я тоже, особенно грефневую!
Ее мы и решили сварить, один только недостаток получился, слишком мало! Котелок в мгновение опустел.

А вот он рассвет и слегка затянутое тучами небо. Несмотря на отвлечение на фото, каша не пригорела - вот еще один плюс готовки на открытом воздухе!

Я последним доедаю кашку - и срочно собираемся. Была поставлена задача выйти в 08.00, и она оказалась выполнена. На фото справа - не молебен, мы просто собираем рюкзаки.

По дороге к Семашхо - еще один памятник. И снова привал и перекус, а то мы разогнались свыше 5 км/ч (вообще средняя скорость продвижения с учетом стоянок была 2 км/ч, как обычно).

Мы шли то по лесу, то по открытому пространству, и очень быстро оказались у подножья Семашхо. Оля нашла там воду. Не хуже, чем была у нас. Места для стоянки тоже есть.

Вверху - отличная защита от солнца и жары. И вот еще один памятник.

В обход горы вела дорога, а мы поднялись по тропе на вершину.

Когда я снизу фотографировал наших путешественников, Антон показал, каким маленьким я кажусь сверху. К счастью, Маргарита умеет пользоваться не только макросъемкой (как в случае с лишайниками), но и зумом. Пора переставать ходить в камуфляже - меня просто не видно!

Виды с Семашхо открывались стоящие того, чтобы претерпеть столько мучений в дороге и при подъеме.

Двугорбый верблюд - это один из Двух братьев. Панорама завораживает!

Главная достопримечательность горы - автоматы! И фото на память!

А вот за этими кустами и находится геокешинговый тайник - Стойкости Комсомольской.

Ищем, и находим! Замечательное место и отличный тайник! Мы пополнили его множеством ништяков, взяв только два.

Теперь его привлекательность станет еще выше. Как выяснилось, мы первые, кто его взял!

Горный воздух и высота 1035 м требовали от нас вытворить что-то необыкновенное! И каждый постарался сделать это!

На фото ниже видно, что никто еще не устал, шпагат на высоте 1 км - это плевое дело! А фирма Midland много бы заплатила за рекламу своей рации, если бы ей удалось выкупить у нас эти фотографии!

Девочки передышали кислородом и вытворяли вообще невообразимые для обычных людей (но нормальные для танцоров) вещи:

А вам так слабо?

А так? Бабушке Тане очень понравилось, но нам уже пора дальше, надвигается дождик....

Вот предстоящий спуск, под ногами все едет и сыпется, но для упакованного в новую обувку и ловко управляющегося с палками Dmaster-а это не проблема, он ушел далеко вперед.

Снизу это  выглядит, как нависшая над нами волна. Юля предпочитала проверенный метод продвижения на пятой точке.

Нет, нам не налево, а вправо! Но там тоже травы по пояс и выше! Нужна рубашка с длинным рукавом!

И еще один памятник. Отдых перед затяжным спуском, лечение натруженных и натертых ног...

Два Брата все ближе! И вот самое опасное место - крутой, затяжной каменистый спуск. Главное было пройти его до дождя.

Внизу, у двубратского ручья планировалась стоянка и конец второго дня пути.  Отсюда около 500 м вниз по ручью были водопады, но мы их проскочили, и поскольку силы еще были, и рванули вперед и вверх.

Вопреки нашим ожиданиям, подъем (во время которого пошел дождь), оказался непродолжительным и не очень крутым. Надо было выбирать - искать тайник В гости к двум Братьям, или спасаться самим. Было принято решение сократить 3-дневный маршрут до 2 - дневного (а по прогнозу и нашим планам дождя не должно было быть!) и выходить, пока спуск не размок и не стал окончательно скользким. Несмотря на ожидания ясной погоды, у нас с собой было. Все упаковались с рюкзаками в плащи.

И вот он - опаснейший по такой погоде спуск! Размытая дорога.

Через полтора часа пути мы вышли на ровное место, и еще час топали до Анастасиевки, исключив из программы также третий тайник - Храм Солнца, с анастасиевскими дольменами. Река Пшенахо.
Мост через нее. Два брата, к которым придется вернуться в лучшую погоду, остались далеко вверху.

А вот и автобусная остановка. Последний автобус в 18.30, а мы тут были уже в 17.20, лишь Оля, Катя и Юля немного задержались, обрывая по дороге ежевику. Самая старшая участница похода в числе первых финиширует!

Вот, оказывается, никто не устал, можно было остаться и на третий день! Горелка готовит чай всего за 10 минут прямо на остановке!

Туристы - курильщики испугались наших девочек, в голос заоравших по рации: "Что, там вонючки", и ушли курить под дождь. По их рассказам, они на 2 братьях видели мишку. По расписанию нас забрал вместительный Икарус, стоимость проезда до Туапсе 25 р.

А вот и расписание местных автобусов на вокзале.  Домой мы добирались из Туапсе рейсовым автобусом. Нам предлагали доехать 8-местным Мерседесом за 500 рублей с носа, а так  билеты обошлись 272 р + 20 р багаж. Но вот сама дорога заняла слишком много времени - с 20.10 до 01.50 ночи.

Это была самая утомительная часть путешествия. Пробка тянулась от Джубги до перевала, навигатор показывал, что мы приедем к завтрашнему вечеру!!!! Явно надо сокращать кол-во автомобилей в личном пользовании. Или пропускать на море ровно столько, сколько может без проблем обратно выехать. Как вариант, если бы въезд к побережью был сопоставим со стоимостью билета на автобус - уже помогло бы:-) А вообще ГИББД или как их там явно недорабатывают.
Несмотря на успешное завершение похода, дольмены и водопады остались не осмотренными. Получается, что нужно вернуться к Двум братьям из Анастасиевки или из Кривенковской либо просто для их завершения похода и поиска тайников, либо для совмещения с походом на г. Семиглавую, но для этого нам нужно будет минимум три дня.
Поход очень понравился благодаря замечательно красивым местам и отличному коллективу, никто не был в стороне от общественных работ, всем объявляется благодарность! Новички наших мероприятий - Татьяна Андреевна, Маргарита, Игорь, второй раз ходивший с нами Антон - украсили собой поход наряду с традиционно участвующей в наших путешествиях Катей. Даже Юля (иногда отлынивающая от походов в пользу дачи с бабушкой) в восторге, она требует сходить на гору Круглую еще раз, остановиться там на 2 дня, и написала стихи (чуть поправлено мной):
Мы прошли Индюк,
Там нашли тайник;
Мы прошли Два брата,
И порыв наш сник!
Все! До следующего похода в августе!